Саша Белый
СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Саша Белый, 1999
Книжный клуб (Екатеринбург).- 1999.- 23-30 авг.- ( 34 (151)).- С. ?.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Бушков А. Анастасия. - М.: ОЛМА-Пресс, 1999. - 592 с. (Иные миры).
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью... Так пелось в одной популярной песне, но вот минуло несколько десятилетий, пожили, помудрели, и пришло понимание того, что именно такого "сказочно-былинного" превращения нам как раз и не хочется. Вне зависимости от того, что на самом деле первично - материя или сознание. Потому как и то, и другое жизненно необходимо. Вот и получается, что без мечты нам никак нельзя, а мечта - вечная птица. Посади ее на землю, обрежь крылья, и получится пернатый уродец. Не больше и не меньше. Пыльной и серой были вокруг столько, что просто позарез необходимы оазисы, где обитала бы неистоптанная и неизжеванная сказка. Не надо всех зверей сажать в зоопарки, пусть хоть кто-то останется на воле. По этой самой причине существование фэнтези более, чем оправдано. Взрослые - те же дети, хоть и не слишком удавшиеся. Глоток воздуха нужен и им: нужна сказка о добре и зле, о богатырях и рыцарях, будь то российские Волкодавы и Жихари или иноземные Дон-Кихоты. И если совсем приземленно, то пусть уж лучше наивное фэнтези, чем туповатые триллеры. Уж последние-то буксуют так, что землю насквозь грозят протереть: две трети текстов об одном и том же, и все одинаковыми словами. А фэнтези, как там ни придирайся, позволяет взлет - робкий, неуклюжий, но все-таки ввысь.
И вдвойне приятно, что даже короткого разбега оказалось достаточно для отечественных писателей, чтобы взмыть до уровня западных мастеров. Более того - с наступлением второго перестроечного этапа пришло еще одно феноменальное открытие: в русскую литературу стал потихоньку возвращаться Его Величество Эзопов язык. Явление сколь отрадное, столь и закономерное. Есть препоны, найдется и способ их преодолеть. Раньше искусством правила цензура политическая, сегодня заправляет цензура коммерческая. И правила игры примерно те же: писать следует так, чтобы умудриться напечататься и при этом по возможности сохранить себя. А последнее становится все труднее и труднее. За аргументами ходить далеко не надо. Включайте телевизор и наслаждайтесь предвыборной рекламой. Драка без правил и сантиментов. От антитехнологий и обилия выплескиваемой грязи можно задохнуться. И ведь самое ужасное - начинаем привыкать, что все до единого кандидаты с преспокойными лицами говорят неправду. То есть они делают вид, что говорят искренне, а мы делаем вид, что верим. За кадром подразумевается, что первопричины известны всем. Ну нельзя сейчас иначе! Так, дескать, принято в большой политике. А раз принято, то и возмущаться вроде как не положено.
Но ведь зреет подспудный протест, куда денешься. И многое в нынешнем демократическом правлении (то есть как бы нашем исконном) опять почему-то не нравится. То есть мы вроде и есть пресловутый демос, а вот от демократии отчего-то далеко не в восторге. И коррупция нам не по душе, и дырявое законодательство, и вездесущая ложь. При этом все обретает (точнее, уже обрело!) фундаментальный вид, просто так не укусишь. Вот и расправляют плечи приунывшие авторы, мало-помалу возвращаются к привычным иносказаниям и намекам. И ошибается тот, кто говорит, что сегодня не существует запретов. Увы, запреты по-прежнему существуют. Что для литературы, возможно, совсем неплохо. Такого догадливого населения, какое вызрело у нас в брежневские семидесятые, пожалуй, во всем мире не сыщешь. Читали между строк в буквальном и переносном смысле, могли переворачивать книги вверх тормашками, вовсе закрывать - и все равно все понимали. Потому и пошли на "ура" первые пелевинские произведения, потому и восприняли с удовольствием метафорический юмор Михаила Успенского. Оно и понятно. Мы не американцы, нам скучно, когда прямо и в лоб. Намекни, дай шевельнуть извилинами, не разжевывай - вот тогда да! Вот тогда раскусим и восхитимся. И очень метко выразился один из классиков, назвав улыбку более тонким состоянием души, нежели смех. Вот вам еще один повод для самоуважения, ибо россияне умеют не только гоготать, но и улыбаться. Так или иначе, но с фэнтези к нам вернулась сказка, вернулась возможность взглянуть на привычное под особым углом. Одни, читая фэнтези, постигают фольклор и историю, многие просто отдыхают - отдыхают, кстати сказать, без злости и судорожно сжатых кулаков. Такова природа нового жанра. Он по сути своей добрее душных боевичков. При этом фэнтези может быть и вполне философским. В качестве примера - простенький рассказ о рыцаре и последнем драконе, помещенный в сборнике Александра Бушкова "Анастасия". Тот, кто прочтет его, убедится, что на деле рассказ вовсе не прост. Подобных произведений в новом двухтомнике известного красноярского писателя немалое количество. Издало его все то же открывшее Бушкова издательство "Олма-Пресс". Хотя двухтомник трудно назвать новым, обратить внимание на него все же стоит. И с "Волчьим солнышком", и с неукротимой "Анастасией" поклонники красноярского писателя, конечно, уже знакомы, однако, в отличие от изданных в прошлом книг, данный двухтомник являет собой более полное собрание фэнтезийных сочинений Бушкова. Добавлены неизвестные рассказы и повести, кое-где чувствуется свежая авторская редактура. Отметим, что большинство произведений написаны в годы, когда Бушков еще не был вовлечен в писательский конвейер, и если герои его детективных романов, увы, все более превращаются в братьев-близнецов, то персонажи фантастических произведений куда более разнообразны и занимательны. Не все вещи в двухтомнике равноценны, тем не менее интересных текстов здесь определенно больше. Бушков верен себе, предлагая увлекательные и оригинальные сюжеты, насыщая последние всевозможными историческими параллелями. Во всяком случае для тех, кто еще по каким-либо причинам не удосужился познакомиться с творчеством Бушкова, данный двухтомник представляется неплохим началом.
|