А. Беляев
СОЗДАДИМ СОВЕТСКУЮ НАУЧНУЮ ФАНТАСТИКУ
|
...При всем своем своеобразии научная фантастика является частью советской литературы, а задачи советской литературы - это участие в социалистическом строительстве...
Существовала тенденция излишнего "утилитаризма". Научная фантастика низводилась на степень "занимательной науки", превращалась в весьма незанимательные научные трактаты в форме диалогов. Рассказы писались по такому примерно трафарету. В выходной день тредневки ленинградский рабочий летит в стратоплане на Памир посмотреть гелиостанции. Час-полтора - и он на месте. Осматривает гелиостанции и задает вопросы. Инженер отвечает. Когда вопросоответная лекция окончена, рабочий благодарит инженера и улетает обратно в Ленинград.
К сожалению, были и редакторы, которые, понимав слишком узко задачи научной фантастики, "засушивали" научно-фантастические произведения. Если автор давал живую сцену, описывая конфликты, происходящие между людьми, - на полях рукописи появлялась редакционная заметка: "К чему это? Лучше бы описать атомный двигатель".
Крайне ограничен был и круг научно-технических тем. Предпочиталось писать о настоящем, "фантастика" сводилась к увеличению масштабов (размеров, скоростей и пр.)...
Немудрено, что при таких условиях машины заслоняли людей, герои бледнели, превращались в схемы, сюжетная занимательность исчезла. Жизнь, практика, опыт, отзывы читателей показали, что такое направление было неправильным, научную фантастику нельзя превращать в скудную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок. Научно-фантастический роман, рассказ должны быть полноправными художественными произведениями. Они должны ставить своей задачей не максимальную нагрузку произведения научными данными, - это можно проще и лучше сделать посредством книги типа "занимательных наук", - а привлечением максимального внимания и интереса читателей к важным научным и техническим проблемам. Надо добиваться того, чтобы, заинтересовавшись ярко изображенной научной проблемой, читатель научно-фантастического произведения сам взялся бы изучать относящуюся к данному вопросу литературу, а быть может и сам занялся научной, технической разработкой этой проблемы...
В рассказах Уэллса научное описание занимает всего два десятка строк, все остальное - художественное изображение событий. И действительность научной идеи от этого только выигрывает... Многие крупные научные деятели утверждали (в том числе и К. Циолковский), что они пришли к научной работе или к изучению и разрешению определенной научной проблемы под влиянием чтения романов Жюля Верна.
И с этой точки зрения лучшим научно-фантастическим произведением должно быть признано то, которое способствует появлению нового изобретателя, нового ученого...
Писатель имеет полную возможность включиться в борьбу за передовую науку, в борьбу с научной замкнутостью, косностью, консерватизмом. И писателю, работающему в области научной фантастики, необходимо включиться в эту борьбу, в первую очередь потому, что научная фантастика по самой сути своей является отрицанием косности, консерватизма мысли...
Профессор Я. Дорфман еще несколько лет тому назад писал о том, что авторы научно-фантастических произведений запутались в трех соснах: атомной энергии, межпланетных путешествий и лучей смерти. Если этих "сосен" несколько и больше трех, то основная мысль верна: круг тем очень узок. Надо идти дальше. Надо включить в круг тем и биологию, и медицину, и генетику, самые разнообразные области науки. Надо обратиться к истокам самой науки. Завязать живую, деловую связь с учеными. Следить за их научной работой, в особенности над разрешением ими новых проблем.
Советская социальная научная фантастика, или, точнее - социальная часть советских научно-фантастических произведений, должна иметь такое же надежное научное основание, как и часть научно-фантастическая. Определяя будущее развитие общества, писатели должны хорошо изучить социально - экономическую и политическую литературу, пятилетние и генеральные планы развития хозяйства, изучить пути развития Советской архитектуры, жилищного строительства и т. п. Причем во всех проектах, оригинальных и позаимствованных, писатель должен исходить не от внешности, а от внутреннего содержания, целесообразности, избегать стандартов, учитывать разнообразие условий времени, климата, возраста и т. д. Это очень сложено и трудно. Но кто боится трудностей, не должен браться за создание научно-фантастических произведений...
Человек советского будущего - это человек, не знающий гнета эксплуатации, имеющий полную возможность раскрывать все свои творческие способности и дарования! Какие должны быть мощные, яркие характеры, какая полнота и разнообразие запросов, потребностей, какова красота жизни!
А. Беляев.
"Детская литература", 1938, № 15-16.
|