Антон Басучок
«ЭРИДАН» ЭТО ФАНТАСТИКА!
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Басучок, 1992
Литературная газета (М.).- 1992.- 8 янв.- ( 2 (5379)).- С. 7.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Эридан, как известно астрономам, - созвездие южного полушария. Не знаю, наблюдается ли оно из Минска, а вот продукцию здешнего литературно-издательского агентства "Эридан" можно наблюдать на всей территории бывшего СССР. И даже купить. Свободная издательская фирма по количеству выпущенных книг конкурирует со всеми (десятью) государственными издательствами Беларуси, взятыми вместе. Такого масштаба производства фирма достигла всего за год.
ВОПРОС: за счет чего?
Ответ: за счет неутоленного читательского голода к приключенческому жанру. Но это далеко не полный ответ.
Джеймс Хедли Чейз, Агата Кристи, Клиффорд Саймак, Роберт Говард, Роберт Хайнлайн... - бессмертные спонсоры "Эридана". Они помогли независимой фирме накопить капитал и приступить к осуществлению стратегической цели - выпуску оригинальной художественной литературы, которая в обиходе называется фантастикой. Хотя, смею заверить, это нечто качественно иное. Может, к концу моих заметок родится более или менее точное определение литературы "Эридана", а пока советую запомнить имена: Юрий Брайдер, Николай Чадович, Борис Зеленский, Сергей Трусов, Александр Потупа, Сергей Булыга, Евгений Дрозд, Николай Орехов, Георгий Шишко. Имена, открытые "Эриданом".
Парадокс? Книги вышеперечисленных авторов всячески тормозились государственными издательствами, оберегающими читателя от "непотребной" литературы, и произведения этих же авторов, выпущенные "Эриданом", читатель расхватал и требует: дайте еще.
Тут нет парадокса. Просто "Эридан" разрушил фантастический идиотизм системы, удушающий и экономику, и душу. Миссия "Эридана", говоря коротко, освободительная, - экономике и душе дано естественное дыхание.
КОММЕРЧЕСКИЙ успех фирмы пусть анализируют экономисты, мы же раскроем некоторые нашумевшие книги, кстати, наиболее характерные для авторов "Эридана".
Александр Потупа, "Ловушка в цейтноте". Со страниц сборника на нас, озабоченных унылым настоящим, обрушивается лавина будущего. Сюжет: сотворенный человеком компьютер Ант (игрок-чемпион) и человек по имени Глеб ("биологический автомат", по меткому выражению Анта) сошлись в финальном поединке в гипершахматы, где каждая из фигур наделена электронным мозгом. Кто же выиграет?
Прежде чем сообщить интригующий результат, автор знакомит нас с мыслями компьютера Анта, ферзя, слона, коня, ладьи, пешки и, понятное дело, человека - Глеба. В их размышлениях много интересного и поучительного, это маленькие философские новеллы. В мыслях всех участников игры обнаруживается поразительное сходство: каждый знает, как победить, и каждый напряженно ждет обязательного подвоха от "этого биологического автомата Акта". Что и случилось.
Человек велик и, увы, коварен, и посему все созданное его руками и его мозгом несет в себе трагическую суть. И вот уже некие эвроматы с возмущением опровергают клевету, что их якобы создали "эти самые сапи", то есть люди. "Какой ужас! Какое безобразие!.. Это же надо так мозги вывернуть! Чушь!.. А мы еще дарим им столько вкусного и красивого... Их надо примерно наказать!" Так решили эвроматы и немедленно приступили к исполнению замысла. И на этом построен сюжет фантастической повести А. Потупы "Фантакрим XXI", где человек вынужден сразиться с... самим собой.
Вас интересует результат вечного поединка величия и коварства? Возьмите книгу того же автора "Контакт". "Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века" - таков подзаголовок научно-фантастического рассказа (автор, между прочим, кандидат физико-математических наук). Одну из мыслей этого человека будущего я приведу: "Но постепенно мы разучились молиться на однажды содеянное только за то, что оно было содеяно. Зато открыли довольно сложные приемы синтеза конкурирующих прогностических программ, и это, в конечном счете, повысило нашу общую ответственность за выбор будущего. Человечество научилось принимать стратегические решения планетарного масштаба и, что еще важнее, выполнять и корректировать их. Именно тогда оно и стало космически значимой общностью". Вам, читатель, захотелось туда, в будущее?
ЧИТАЯ упомянутые произведения, я размышлял о феномене их успеха - и коммерческого, и литературного. Неужто сладкая мечта о будущем, нарисованная писателем, заставила современного читателя, пришибленного инфляцией и неуверенностью в завтрашнем дне, выложить десятку-другую за книгу? Разве не сыты мы сказочками о будущем, которыми кормили нас семь десятилетий подряд?
В одной из книг "Эридана" я нашел ответ на эти вопросы. Ответ опять-таки из будущего, из XXI века. Герой А. Потупы, строящий будущее, убежден, что варианты его надо искать в прошлом. Каждый новый шаг переводит цивилизацию в более сложное состояние, невозможно предусмотреть последствия, ошибки. Важно в любой момент быть готовым вернуться к ранее отвергнутому варианту, ибо в нем может заключаться нечто, позволяющее перейти в более разумный режим развития.
Упорство в ошибках опаснее самих ошибок. Этой простой истине, по прогнозу А. Потупы, люди начнут следовать в XXI веке. А в конце XX века, напомню, мы наблюдаем полное фиаско тех, кто этой истиной преступно пренебрег. Фиаско большевиков, не признающих вариантов. К будущему был избран один-единственный вариант - путь, прочерченный прямолинейным "выстрелом "Авроры", спрямившим мир. А если бы не прозвучал этот выстрел? Если бы не заорал матрос: "Которые тут временные? Слазь!" Если бы не ленинский пенек в Разливе, на котором была исписана "синяя тетрадь" с планом октябрьского переворота?
Вы, современники, думали об этом? Вас мучила мысль: что если бы богатой России с уровня 1913 года позволили развиваться естественно, - одаривали бы нас сегодня талонами на хлеб, летали бы наши космические аппараты?..
Книги "Эридана" будят эти горькие мысли. Заставляют поверить а вариантную историю: ладно, нам не повезло, так хотя бы внуки дождутся человеческой жизни. Как бы далеко ни забирались писатели "Эридана" в своих научных выкладках, они не забывают, что служат массовому сознанию, что дают надежду прежде всего современному человеку, приподнимая его в его собственных глазах.
Борис Зеленский в повести "Вечный пасьянс" посылает своего героя в прошлое лет на восемьсот с небольшим. Зачем? Затем, чтобы там, в прошлом, сломать хитроумную машину, от которой зависит развитие. И чтобы здесь, в настоящем времени, ничто не помешало Империи одержать заслуженную победу. И герой отправился туда, машину отыскал, но задание не выполнил - и Империя рухнула.
Сентенция, может быть, и проста: прошлое не изменить. Но с помощью данной сентенции автор моделирует и наше с вами будущее, советует, что делать, что взять с собой, что оставить в прошлом. Ну, как тут не дочитать до конца и не убедиться, что ты, человек, обязательно победишь все напасти, если сохранишь в себе Человека!
Знаете, кто выиграл в гипершахматах? Человек. Потому что сознательно подключил к своему интеллекту такое древнее, истинно человеческое оружие, как "цейтнотный взрыв страстей". Этот взрыв мобилизовал всю его энергию. А почему посланный на 800 лет назад злоумышленник не сломал хитроумную машину и тем самым не изменил ход истории? Потому, что... влюбился. Понимаете, обыкновенная человеческая любовь противоположных полов - а, оказывается, как многое может!..
Не торопитесь обвинять эридановцев в тривиальности. Дескать, литература традиционно мастерит свой сюжет не любви и "Эридан" тут, мягко говоря, не оригинален. Лучше-ка вспомните, как литература так называемого социалистического реализма убежденно жертвовала любовью ради светлого будущего всего человечества или ради производственного плана. А может, напомнить, сколько раз ради высокой идеи эта же литература разводила отцов и детей, заставляла их убивать друг друга?
Хорошо бы забыть этот кошмар! Чем скорее, тем лучше для нашего нравственного здоровья. Писатели "Эридана" помогают всем нам выздороветь, обрести уверенность в себе, уразуметь свое могущество.
Вот вам еще одна сентенция: эвроматы не смогли победить людей, потому что первым не знакома ни родительская любовь, ни сыновняя привязанность.
Фирма "Эридан" с помощью гуманистических идей своих книг возвращает нас в космос общечеловеческих ценностей. В фантастических произведениях, право же, больше жизненной правды, чем в произведениях "партреализма", где действуют герои со спрямленными мозгами. Потому книги "Эридана" не лежат на прилавках, вытесняя литературу тех госиздательств, которые по инерции гонят идеологический товар. Поэтому-то и можно прогнозировать активное вторжение "Эридана" (и ему подобных фирм, рожденных гласностью) в современный литературный процесс, в тонкую сферу писательского творчества. Как будет происходить это проникновение, покажет ближайшее будущее.
ОГРОМНАЯ заслуга "Эридана" в том, что он пробил брешь в стене, которая отгораживала литературу социалистического реализма от читателя, от народа. Была схема: идеологизированное государство владело идеологизированными издательствами, выпускающими идеологизированную литературу. А где человек в этой схеме? Человека не существовало, ибо действовали идеологизированные же роботы, отличающиеся друг от друга лишь тем, что у одного в голове больше некоего "партвещества", у другого меньше. Книги "Эридана" базируются на иных художественных принципах, иной философии.
"Ад не Венере" - название повести Юрия Брайдера и Николая Чадовича (соавторы). Строительным материалом для построения описанного ада послужили чисто человеческие "субстанции": жестокость, агрессивность, эгоизм. Технология добровольного строительства показана авторами изобретательно (с точки зрения творческого мастерства), убедительно (с точки зрения философии). Причем законы строительства универсальны и для Венеры, и для Марса. И для Земли - хочется добавить.
Вот ситуация чисто земная: человек убил человека, а за что, толком не знает, не может объяснить. Нет, он не шизофреник, он просто находился "при исполнении", служил идее, власти. Сюжет рассказа "Поднадзорный" из книги Сергея Булыги "Бродяга и фея". В своих новеллах и сказках автор поднимается до обобщений мифа. Книга населена вроде бы странными героями: купец, через обыкновенную зеленую травинку связанный со всем миром и оттого богатеющий; король, получающий мудрость не от "должности", а от стекляшки-талисмана, найденного в детстве... Это не политические монстры. Это - мы, грешные, гонимые страстью самоусовершенствования.
"Эридан" дает нам четкие ориентиры: дезидеологизированный интеллект, научная добросовестность, человеческая страсть. Следуйте им!
Жанр (или род?) литературы, в котором работают авторы независимого преуспевающего минского издательства, я бы определил так: НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРИТЧА. Они художнически уловили, что нам, растерявшимся, нужно. Нам, сбитым с толку "совкам", крайне нужно переосмыслить свое существование, вернуться и в мыслях, и в деяниях к первоосновам человеческой морали.
|