Анар
ПРОГНОЗИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© Анар, 1985
Литературная газета (М.). - 1985. - 22 сент. - 39 (5053). - С. 5.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007 |
Фантастическая литература уходит своими корнями в глубь истории – ее истоки в народных сказках, мифах, древних текстах: в извечном стремлении выдать желаемое за действительное, заглянуть в будущее, рассчитать альтернативы судеб, предостеречь. Собственно, всякая литература – фантастический домысел, но в более узком жанровом отношении. Предмет же нашего разговора – та область словесного творчества, которая, опираясь на научные достижения, а порой- и предсказывая их, строит свою особенную модель мира. Эта модель одновременно и похожа, и не похожа на реальную действительность.
Научно-фантастическая литература, помимо своих собственных суверенных законов, подчинена и более общим закономерностям. Именно время вносит свои коррективы в допущения писателей-фантастов; то, что сегодня кажется невероятным, завтра может выглядеть очевидным. И наоборот: многое из того, что представляется нам сейчас вполне очевидным, удивит, надо полагать, наших потомков своей невероятностью. Время действует также на общий настрой, общую духовную и психологическую атмосферу научной фантастики. Ее классические образцы, представленные, скажем, творчеством Жюля Верна, были ориентированы на радужные горизонты научно-технического прогресса. Он, этот прогресс, в XIX веке виделся лишь в однозначном смысле, в розовом цвете. И только горький социальный опыт XX века выявил тревожную истину – пытливая научная мысль может обернуться и трагедией для человечества, ее атомно-термоядерным апокалипсисом. Мирный воображаемый «Наутилус» XIX века превратился в XX веке в грозную атомную подводную лодку. И хотя человечество осуществило мечту Циолковского – устремилось к звездам, но в то же время оно содрогнулось от призрака «звездных войн». Может быть, поэтому современная научная фантастика – это не только эйфорическое прогнозирование безмятежного грядущего, не только предсказание «золотого века», но и мрачная футурологическая гипотеза, антиутопия, а в лучших, наиболее гуманных своих образцах – предостережение, призыв к политической, нравственной, экологической ответственности за судьбу планеты.
Социально-философская направленность стала в нашу эпоху наиболее важной составной частью научно-фантастической литературы, придала ей значительность. Конечно, любопытно знакомиться и с теми научно-техническими, бытовыми, урбанистическими, аграрными и прочими новшествами, которые обещают человечеству в ближайшем или отдаленном будущем писатели-фантасты, каждый в меру своей выдумки. Но куда интереснее на материале прогнозируемого будущего оценить наши сегодняшние проблемы, тревоги, надежды и искания. В фантастике меня привлекает именно этот ее аспект. Привлекает и как активного читателя, и как писателя, автора пока единственного произведения в этом жанре – повести «Контакт».
БАКУ
|