СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА СЕГОДНЯ
|
КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ |
© 1988
Ю.-Сахалинск, 1988.- 8 с.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
Южно-Сахалинск
1988
Фантастические представления взяты из действительности, а самые верные представления о действительности по необходимости оживляются дыханием фантазии.
В. И. Ленин
ПЛАН
работы студенческого клуба "СФС" на 1988-89 учебный год
Студенчество - передовой отряд интеллигенции. Фантастика - передовой вид литературы. Самое естественное: студентам объедениться в КЛФ (клуб любителей фантастики).
"СФС ("Социальная Фантастика Сегодня") - так называется студенческий КЛФ при Южно-Сахалинском государственном педагогическом институте (ЮСГПИ). Главная его задача - профессиональная: при помощи фантастических моделей школы будущего приобрести необходимые педагогические навыки. При решении этой сугубо практической задачи нельзя обойти "сопутствующие" проблемы:
- история и природа фантастики;
- КЛФ-движение в СССР и за рубежом;
- теория и методика воспитания творческой личности;
- развитие навыков самовыражения...
И МНОГОЕ ДРУГОЕ!
Столь широкая проблематика способствует профориентации каждого члена внутри клуба. Новичок, как правило, проходит несколько этапов внедрения (просеивания) в "СФС", потому что происходит обоюдоинтересный двусторонний процесс:
- любителям фантастики должно мечтаться внедриться в клуб;
- ветеранам "СФС" хочется, просеивая всех желающих, вычислить достойнейших.
Этап I (созерцательный): На открытые заседания "СФС" допускаются все желающие. Испытаний не устраивается.
Активное участие во всем происходящем разрешается и поощряется. Иерархия не соблюдается - все присутствуют
на равных.
Этап II (ориентировочный): К тестированию допускаются все те, кто изъявит настойчивое желание и не получит возражений Совета клуба. Процедура поможет определить уровень начитанности, способностей к научной работе или художественному творчеству, уточнить свою тему и составить свой индивидуальный план работы.
Этап III (соискательский): Выполнив и защитив свою научную работу (практическое задание, зачетное мероприятие, номер художественной самодеятельности и т. п.), кандидат посвящается в фантасты и становится полноправным членом "СФС". И получает право... бороться за звание ФЭНа. В 1988-89 учебном году намечается работа пяти секций.
I. СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Так как клуб вырос из кружка при кафедре литературы, то ядром его деятельности является научная работа. Ее итоги сообщаются на заседаниях клуба, на студенческой конференции, посылаются на Всероссийский конкурс "Студент и НТР", могут выкристаллизоваться в "курсовую работу и дипломное сочинение.
Темы, утвержденные на учебный год.
Образная структура романа А. и Б. Стругацких "Гадкие лебеди" как средство отражения действительности.
Отражение в фантастических терминах желаемого научного, технического и социального процесса.
Антивоенные романы К. Булычева "Последняя война", "Город Наверху", "Подземелье ведьм".
Резервные темы
Комплекс экологических проблем, поднимаемых советскими (зарубежными) фантастами.
Тема Великой Отечественной войны (революции, гражданской войны) в фантастике.
Негативные явления пашей жизни, освещенные в фантастических произведениях.
Судьбы классических сюжетов в фантастике: Пигмалион и Галатея; приключения Дон Жуана; скитания бессмертных душ и пр.
Идейно-художественная нагрузка образов животных в фантастике прошлого и наших дней.
Проект антологии дальневосточной фантастики.
Развитие антиутопии в предвоенные годы (Е. Замятин, "Мы", М. Булгаков, "Адам и Ева").
Своеобразие кинофантастики А.Тарковского.
Классическая японская литература и современная фантастика.
Реминисценции из японской классической литературы в произведениях А. и Б. Стругацких "Сказка о тройке", "Пикник на обочине" (и его вариантах), "Хромая судьба". Место фантастики в реалистической повести А. С. Пушкина "Пиковая дама".
Вдохновляющая роль соцалистической утопии Н. Г. Чернышевского в русском революционном движении.
Фантастический характер сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - средство изображения действительности.
II. СЕКЦИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
Коммунистическое воспитание - вовсе не социальная надстройка, как мы думали раньше. Это производительная сила общества.
Фантастика воспитывает глобальное, общечеловеческое понимание роли каждой личности, способствует выработке нового мышления, осознанию общевселенского гуманистического предназначения разума. Нет более активной области литературы в вопросах идеологического воспитания молодежи, чем фантастика. Она наиболее эффективно способствует выработке коммунистических идеалов.
Все темы научной работы обязательно популяризуются - для использования на классных часах, уроках внеклассного чтения, школьных вечерах, клубных турнирах. Во время школьной практики (а так же летней пионерской практики) студенты реализуют индивидуальную программу пропаганды фантастической литературы.
В рамках ЛИКФАНТБЕЗА (ликвидации фантастической безграмотности) продолжатся выпуски специальной страницы бюллетеня "Контакт":
Марк ТВЕН, Г. Уэллс, (Л. Рябинина) XX ; Рэй Брэдбери, Роберт ШЕКЛИ, Айзек АЗИМОВ, Курт ВОННЕГУТ, Гарри ГАРРИСОН (А. Муковозчик, Н. Романова).
Будут продолжены творческие связи со школами области: №№ 2, 9, 11, 13 (Южно-Сахалинск), № 2 (Ново-Александровск), № 3 (Чехов), с. Пензенское, п. Шебунино. школы-интерната г. Углегорска.
III. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Сочетать в органический сплав науку и искусство трудно. Для наших детей это будет, наверно, так же естественно, как дыхание.
Л. Н. Толстой
Еженедельные занятия по развитию творческого воображения будут построены в виде уроков коллективного творчества, занятий-конкурсов, сочинительства-рецензирования. Будет продолжено составление и освоение литературных игр. Будет объявлен конкурс на лучший сценарий 10-минутного игрового художественного фильма по заказу кинолюбителя из г. Челябинска Н. И. Серышева.
Будет поставлен вопрос о публикации следующих произведений:
Рубцова С. ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА. Пьеса в двух действиях
Рябинина Л. ПЕРЕД КАЗНЬЮ. Рассказ.
Чинаров С. ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Капустюк Н. ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Шмидт М. ЭТО - НАША ЛЮБОВЬ. Фантасмагорическая комедия.
...ГДЕ БЫЛ, КТО ПОИЛ... Маленькая повесть для театра.
Будут выполнятся спецкоровские задания следующих издающих органов: газета "Книжное обозрение" (Москва), журнал "Парус" (Минск), журнал "Уральский следопыт" (Свердловск), ВТО МПФ (Новосибирск), межклубное агентство "Оверсан" (Севастополь), межклубный журнал "Просвет" (Тюмень), клубный журнал "Комкон-3" (Владивосток).
Будет продолжена переписка (а по возможности - встречи и интервью) с писателями: В. Крапивиным (Свердловск), А. Балабухой (Ленинград). Ю. Медведевым (Москва), В. Михайловым (Москва), В. Захарченко (Москва), Б. Штерном (Киев), Е. Сычом (Красноярск).
IV. АГИТБРИГАДА
Что сделалось смешным, то не может быть опасным.
Ф. М. Вольтер
Впервые в клубе сформирована агитбригада, в задачу которой входит наиболее активная пропаганда лучших образцов фантастики среди студентов и учащейся молодежи Сахалинской области средствами искусства.
На ноябрьской научно-практической конференции по фантастике "Литература интеллектуального бесстрашия" агитбригаде предстоит организовать и провести карнавал по мотивам книг М. Булгакова, С. Лема и братьев Стругацких.
На празднике СНО агитбригаде - защищать программу "СФС".
Во время "Последнего звонка" - приветствовать и провожать выпускников.
Во время выездов клуба обеспечивать музыкальную и развлекательную часть.
В основу репертуара агитбргады будут положены написанные ранее сценарии: "Контакты, Контакты, Контакты...", "Праздник лета в Старогорске", "Школьная реформа" и др.
Коллектив агитбригады разработает мини- и макси-программы, будет постоянно заботиться о пополнении и расширении репертуара, о воспитании новых кадров, о привитии навыков сценического поведения всем членам клуба.
V. ФОТО-ФОНО-РЕКВИЗИТ - ВИДЕО-СТУДИЯ
И швец и жнец, и на дуде игрец!
Для озвучивания, освещения, оформления и запечатления литературно-музыкальных вечеров, праздников и спектаклей, для организации видеопросмотров и обеспечении фотоархива необходимыми документами понадобится соответствующая аппаратура и квалифицированные ее операторы. На создание столь универсальной студии будут направлены усилия Совета клуба в наступающем учебном году.
Штатное расписание "СФС"
Президент клуба - ГУСАЧЕНКО Инна
Координатор - ОК Мадия
Главный редактор "Контакта" - ОРИНЕНКО Галина
Заведующий библиотекой - МУКОВОЗЧИК Александр
Заведующий картотекой - КОЗЛЯКОВСКИЙ Андрей
Директор музея - КОВАЛЕВ Александр
Летописец - КАРПЕНКО Владимир
Бригадир - САДЫКОВА Диана
Астроном-исследователь - РЯБИНИНА Любовь
Научный руководитель - КЛОКОВА Елена Федоровна
ВМ 01411 УПМ СПТУ-2. Зак. 1141.
|