«ЭТО ДИНАМИКА, ЭТО ТРЮК, ЭТО ВЫДУМКА НА КАЖДОМ ШАГУ...»
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© 1987
Заря молодежи (Саратов).- 1987.- 28 нояб.- С. 9.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Лестничный пролет. Еще один. Еще... И мы вместе с Маляновым вдруг видим скорчившуюся на ступеньках одинокую фигуру историка Глухова - маленького, жалкого, в нелепом, почти надвинутой на глаза шляпе. Видим человека, предавшего в себе ученого, но страдающего от рудиментов совести, от "пережитков XIX века в сознании"...
Рисунки художника Николая КОШКИНА к повести А. и Б. Стругацких "За миллиард лет до конца света", опубликованные в журнале "Знание - сила", - не просто иллюстрации, это своего рода сотворчество, точное попадание "в резонанс" с тревожной атмосферой повести. Лучшие работы Кошкина в журналах "Знание - сила", "Семья и школа" и других изданиях отличаются неожиданным решением, точной проработкой деталей, впечатляющей коллажностью...
Мультфильм "Эксперимент". Режиссер Е. Гамбург. 1987 г. |
Мультфильм "Три новеллы". Режиссер Е. Баринов. 1986 г. |
Н. КОШКИН: - Все, что вы сказали о технике иллюстраций, прежде всего, чрезвычайно плотно связано было с технологией печатного производства. Точнее, с недостатками этой технологии. Потому-то и пришлось изобретать довольно жесткую манеру рисунка. Я пробовал сначала работать и в цвете, и карандашом. Но цвет при печати сдвигался, карандашные линии получались нечетко. Так я перешел к черно-белому рисунку тушью, к пятну. Это определило и отношение к рисованию, и скрупулезность деталей, породило определенный "джентельменский набор" иллюстратора...
Николай Кошкин родился в 1947 году, учился в ростовском втузе. В конце 60-х переехал в Москву, стал работать на заводе имени Лихачева и - одновременно - много рисовал. К счастью, на его пути оказались люди, которые помогли определить настоящее призвание. Кошкин стал работать в журнале "Знание - сила". Здесь он интересно проиллюстрировал рассказы И. Варшавского, К. Булычева, М. Коуни, Р. Шекли, Ст. Лема и других фантастов. Его работы в журнале "Семья и школа" также отмечены особым, фантастическим видением.
Н. КОШКИН: - Сотрудники редакции "Семьи и школы" тогда стремились, чтобы каждый материал даже в оформлении имел свое лицо. Раздел художественной прозы должен был отличаться от всех других. Нам хотелось показать тех же детей, но с иной стороны, заставить читателей задуматься. Иллюстрация должна была сразу "ввести" читающего в повествование, не сопровождать, а предварять повороты сюжета, определяя настроение повести или рассказа.
Примерно так же обстояло дело и с оформлением "Миллиарда..." Стругацких в "Знание - сила": для иллюстрации каждого номера (повесть печаталась в нескольких журналах) выбирался некий сюжетный центр, который соответствовал настроению главы. Мы показали иллюстрации авторам и, насколько я помню, Стругацким они понравились. Признаться, я и сейчас бы с удовольствием взялся оформить книгу фантастики Стругацких.
Вообще говоря, к фантастике я отношусь с уважением, как и к любой другой серьезной литературе. Люблю книги Брэдбери, Шекли, Саймака.
Ну, в как у нас обстоят дела с фантастикой в кино, точнее, в мультипликации? Этот вопрос уже не к Кошкину-читателю, а к Кошкину - профессиональному художнику-мультипликатору. Кстати, и беседа наша проходит в одном из павильонов киностудии "Союзмультфильм". Только что закончена лента "Прямое попадание" (режиссер В. Морозов). Герой ее - мальчик в зале игральных автоматов: сначала он городошник, потом - солдат-пехотинец, военный моряк, летчик... Главное, не переступить грани между иллюзорным миром и реальным, считают авторы фильма, не заиграться в опасные игрушки.
Н. КОШКИН: - Фантастика в мультипликации? Здесь, я считаю, наше лицо, показатель нашего сегодняшнего уровня - тридцатиминутная "Тайна Третьей планеты" Романа Качанова. "Полигон" Анатолия Петрова - это, как сейчас любят говорить, эксперимент. Режиссер здесь попробовал новую технику, новый - гиперреалистичный - стиль, очень трудоемкий. Петров - один из сильнейших наших режиссеров, хотя мне показалось, что "Полигон" получился фильмом... как бы сказать... чересчур ярким, красивым. Это уместно в начальных кадрах, не вот все драматические сцены погони, смертей требовали, наверное, более строгого, менее красочного воплощения.
Позволим себе добавить, что и сам Николай Кошкин вместе с режиссером Владимиром Тарасовым сделал немало интересных, неординарных НФ фильмов: "Зеркало времени", "Возвращение", "Контакт", "Юбилей". Недавняя работа художника - "Контракт" по мотивам рассказа американского фантаста Роберта Силверберга. Рассказ этот - не более, чем забавная история, как на одной планете находят общий язык представители конкурирующих фирм - человек и робот. Сценарист мультфильма, Виктор Славкин, сделал финал более жестким, не похожим на традиционный "хэппи энд". И когда в последних кадрах "Контракта" на пустой, заносимом снегом планете остаются только человек и робот, тесно прижавшиеся спина к спине, это тронет за душу даже самого несентиментального зрителя...
Большинство фильмов, сделанных художником, - одночастевые десятиминутки. Не возникает ли желание поработить над полнометражной картиной?
Н. КОШКИН: - Мне приходилось видеть немало американских, японских полнометражных мультфильмов. Среди них попадались удачные: например, "Желтая подводная лодка" с "Битлз" или "Вечное движение", "Лед и пламя" американского режиссера Ральфа Бакши. Запомнилась еще японская лента "Энспресс-999". Но в основном такие фильмы - не что иное, как оживший комикс. Всем им не хватает какой-то мощной идеи, и поэтому уже через несколько минут их становится скучно смотреть. Ведь мультфильм - это, прежде всего, динамика, это трюк, это выдумка на каждом шагу. По-моему, мы еще просто не готовы к тому, чтобы полнометражный мультфильм удовлетворял всем этим требованиям.
И заключение разговора еще три вопроса к художнику:
- С кем из режиссеров вам хотелось бы сделать фильм?
- Помимо тех, с кем я уже работал и работаю?.. Наверное, с Эдуардом Назаровым. Хотя, когда режиссер одновременно еще и художник, с ним работать гораздо труднее...
- О чем будут ваши новые картины?
- Сейчас с режиссером Ефимом Гамбургом начинаем съемки нового фильма. Сюжет там вполне фантастический: как в одном из районов города исчез весь транспорт и жителям - что ж делать? - пришлось отращивать себе крылья. Ну и вести себя потом в соответствии с тем, какие у кого крылья. В будущем году с этим же режиссером мы должны начать работу над картиной "Роковые лучи" (по повести Михаила Булгакова "Роковые яйца"). Мне очень нравится Булгаков, и, хотя между его сатирическими повестями 20-х годов и романом "Мастер и Маргарита" - огромная дистанция, талант его отчетливо виден и в этих ранних произведениях.
- А вам никогда не хотелось заняться не только мультипликацией и иллюстрированием книг, но и, скажем, станковой живописью?
- Пожалуй, нет. Натюрморты писать, например, мне просто неинтересно. Очень хотел бы заняться гравюрой, офортом, но... все никак не хватает времени.
|