НИНА КАТЕРЛИ: «ИНОГДА ФАНТАСТИКА НЕОБХОДИМА...»
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© 1990
Железнодорожник Поволжья (Саратов).- 1990.- 23 февр.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
В 1985 году, участвуя в дискуссии о современной НФ литературе, Б. Н. Стругацкий выделил нескольких интересных ему авторов, работающих в жанре так называемой "реалистической фантастики". Среди них было названо имя Нины Семеновны Катерли, чьи рассказы (сначала публиковавшиеся в периодике, а потом вошедшие в ее первую книгу "Окно") привлекали внимание любителей НФ литературы. Нина Катерли пишет о самых, казалось бы, обыденных вещах, но умеет увидеть привычное в невероятном, фантастическом ракурсе.
- Реалистическая фантастика? - говорит Н. С. Катерли. - Я не сказала бы, что я люблю ее читать, но иногда я люблю се писать. Объяснить это трудно - вообще не всегда пишешь то, что любишь читать у других. Случалось, что мне давали прочесть что-то написанное в этом жанре - и мне не нравилось: что-то раздражало, казалось, что , фантастический элемент внесен искусственно.
- Так Вы считаете себя фантастом?
- Я не отношу себя к фантастам - точно так же я не могу сказать: нет, я реалист - и все. Просто я пишу прозу, и пользуюсь теми приемами, которые мне необходимы на данный момент. Например, недавно я написала несколько сказок, очень злых, потому что от жизни последнего времени доброта как-то не увеличивается.
- Но начинали Вы ведь как фантаст? Достаточно вспомнить рассказы "Зелье", "Коллекция доктора Эмиля" и другие?
- Действительно, вначале, когда я только начинала писать, я как-то стеснялась впрямую говорить о том, что хотела сказать. Я не боялась цензуры совершенно - я боялась быть назидательной. А проблемы, которые меня интересовали - хотя и противно говорить затертые слова - но проблемы нравственные. Что такое честность, нужно ли всегда говорить правду или есть ситуации, когда этого не следует делать, из соображений такта, доброты... и так далее. Что такое честь, что такое отношение к смерти... Говорить об этом в реалистическом жанре мне казалось неловким, потому что это начинало походить на какие-то проповеди. И поэтому я стала писать притчи. Вот эти притчи, из которых состоит моя первая книга "Окно", были все и окрещены фантастикой.
- Вы были членом семинара Б. Н. Стругацкого?
- Да, я посещала его, наверное, года два или три, н мне это было очень интересно - в том смысле, что, находясь там, я поняла, что такое фантастика, как к ней надо относиться. И для меня было неважно, фантастов это семинар или нефантастов, для меня было важно, что это - семинар писателей. И вообще я уверена, что чел-век, который пишет фантастику, не пригвожден к ней всю жизнь. Н если человек всю жизнь сосредоточен только на одном жанре, я вижу в этом некую ущербность.
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Мне кажется, что сейчас кроме документальной прозы, мемуаров, публицистики ничего уже не интересно. Думаю, что напишу документальную повесть об одном судебном процессе...
|