ГЕОРГИЙ ГУРЕВИЧ: МОЯ ФАНТАСТИКА
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© Г. Гуревич, 1987
Георгiй Гуревич: Моя фантастика: Интерв'ю КЛФ / Iнтурв'ю взяв В. Ушаков // Ленiнське племя (Николаев).- 1987.- 8 грудня.- ( 148 (4449)).- С. 3.
Выложено с любезного разрешения Н. С. Гуревич - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2000 |
- Яким Ви уявляете розвиток людства в третьому тисячолiттi?
- Цей розвиток буде, коротко кажучи, складним. Адже перед людством постала проблема - зростати на планетi, яка не збiльшуеться. Та розумне людство знайде можливостi для зростання й розвитку.
- Чому Ви працюете саме в цьому жанрi? Як ставитеся до фантастики на екранi?
- У лiтературi фантастика найцiкавiша. В кiно чомусь чудово виходить негативна фантастка й зовсiм погано - позитивна. Чому я особисто працюю в цьому жанрi?! Якщо вiдповiсти коротко, - з допитливостi. Для мене фантастика - гармонiйне сполучення науки й мистецтва. А вже це - дуже цiкаво. У кiно и телебаченнi я не збираюсь спiвробiтничати. Тут письменник - десь третя особа пiсля режисера и актора. Виходить зовсiм не те, що ти задумував. Один мiй знайомий режисер розповiдав, що бачить фiльм з окремих сцен, якi добре знiмаються. А якоiсь концепцii, навiть уявлення про те, що саме вiн хоче зняти, в нього немае. Мене не влаштовуе такий пiдхiд. У мене, як i в бiльшостi письменникiв, обов'язково с головна думка, якiй пiдпорядкований весь твiр. Головна думка, якiй пiдпорядкований весь його бачення, е в дуже хорошего режисера. В середнього ж, коли до нього потраляе книга, починаеться "риболовля" - вiн починае виловлювати з неi сцени, якi "дивляться". Менi така екранiзацiя не подходить.
- Якою Ви бачите фантастику майбутнього?
- Майбутне в перебудовi. Пiде краiна вгору, буде фантастика широка, дiлова. Гадаю, певний час наша нова фантастика нагадуватиме ту, яка була в перюд 20-х i 50-х рокiв, таку, як у Беляева и раннього Ефремова. Тiльки, сподiваюсь, стане вище рiвнем.
- А чи можна говорити про кризу чи злiт сьогоднiшньoi фантастики?
- Скiльки себе пам'ятаю, стiльки чую ромови про кризу фантастики. Злети ж ii, безумовно, пов'язанi з певнцми iсторичнiiми перiодами. Як, скажiмо, феномен Жюля Верна в серединi минулого столiття. Про кризу ж фантастики говорять тi, хто дуже цiеi кризи бажае. Це вони вигадали теорiю про те, що фантастика - явище тимчасове, яке згодом зведеться нанiвець, зiллеться з основною лiтературною течiею. Фантастика зникне тодi лише, коли люди перестануть думати про майбутне, коли вони почнуть прагнути до обмеження свого зростання... А це надто невесела перспектива, менi б не хотiлося ii для людства.
Iнтерв'ю взяв
В. УШАКОВ.
Малюнок I. ШАГАНОВА.
(iлюстрацiя до оповiдання Г. Гуревича "Крила Гарпii").
ГЕОРГИЙ ГУРЕВИЧ: МОЯ ФАНТАСТИКА
Пер. на рус. Olexander Lebid' (Киев)
Георгий Гуревич: Моя фантастика: Интервью КЛФ / Интервью взял В. Ушаков // Ленiнське плем'я (Николаев).- 1987.- 8 декабря.- (№ 148 (4449)).- С. 3.
- Каким Вы представляете развитие человечества в третьем тысячелетии?
- Это развитие будет, коротко говоря, сложным. Ведь перед человечеством стала проблема - разрастаться на планете, которая не увеличивается. Но разумное человечество найдет возможности для роста и развития.
- Почему Вы работаете именно в этом жанре? Как относитесь к фантастике на экране?
- В литературе фантастика интереснее всего. В кино почему-то прекрасно получается негативная фантастика и совсем плохо - позитивная. Почему я лично работаю в этом жанре?! Если ответить коротко - из любопытства. Для меня фантастика - гармоничное объединение науки и искусства. А уже это - очень интересно. С кино и телевидением я не собираюсь сотрудничать. Тут писатель - где-то третье лицо после режиссера и актера. Выходит совсем не то, что ты задумывал. Один мой знакомый режиссер рассказывал, что видит фильм из отдельных сцен, которые хорошо снимаются. А какой-то концепции, даже представления о том, что именно он хочет снять, у него нет. Меня не устраивает такой подход. У меня, как и у большинства писателей, обязательно есть главная мысль, которой подчинено все произведение. Главная мысль, которой подчинено все его видение, есть у очень хорошего режиссера. У среднего же, когда к нему попадает книга, начинается "рыбалка" - он начинает вылавливать из нее сцены, которые "смотрятся". Мне такая экранизация не подходит.
- Какой вы видите фантастику будущего?
- Будущее в перестройке. Пойдет страна вверх, будет фантастика широкая, деловая. Считаю, некоторое время наша новая фантастика будет напоминать ту, что была в период 20-х и 50-х годов, такую, как у Беляева и раннего Ефремова. Только, надеюсь, станет выше уровнем.
- А можно ли говорить о кризисе или взлете сегодняшней фантастики?
- Сколько себя помню, столько слышу разговоры о кризисе фантастики. Взлеты же ее, безусловно, связаны с определенными историческими периодами. Как, скажем, феномен Жюля Верна в середине прошлого века. О кризисе же фантастики говорят те, кто очень этого кризиса хочет. Это они выдумали теорию о том, что фантастика - явление временное, которое со временем сойдет на нет, сольется с основным литературным течением. Фантастика исчезнет только тогда, когда люди перестанут думать о будущем, когда они начнут стремиться к ограничению своего роста... А это слишком невеселая перспектива, мне не хотелось бы ее для человечества.
|