ВТОРОЕ ПРИЗВАНИЕ МАТЕМАТИКА
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© А. Фоменко, А. Данилов, 1984
/ Беседу вел А. Данилов // Техника-молодежи.- 1984.- 11.- С. 10-11.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Анатолий Фоменко, профессор математики МГУ, - человек разносторонний. Еще в детстве Толя, живя в Магадане, с увлечением занимался в кружке юннатов, выполненные им и его друзьями макеты доисторических обитателей планеты, посланные на ВДНХ СССР, вернулись с одной золотой и двумя бронзовыми медалями. В школьные годы написал он и научно-фантастическую повесть "Тайна Млечного Пути", которую напечатала "Пионерская правда". Многим думалось, вероятно, что его призвание - писательский труд. Но сказала свое веское слово "царица точных наук" Он завоевал первое место в физико-математической олимпиаде МФТИ, поступил на мехмат МГУ, защитил (в 27 лет!) докторскую диссертацию... И вот снова возвращение к искусству, теперь к живописи, графике. Профессор Фоменко - гость нашего журнала, автор персональной выставки, состоявшейся в редакции "Техники - молодежи".
|
Анатолий ФОМЕНКО (Москва). Движение Космоса. |
- Анатолий Тимофеевич, как вам представляется связь науки и искусства? Как влияют друг на друга столь различные области человеческой деятельности? "
- Отмечу, ученые в последнее время все больше интересуются искусством. Взаимопроникновение, влияние различных сфер творчества обогащает людей. Ученые рассматривают искусство вообще и изобразительное искусство в частности как область творчества, где и они могли бы найти применение собственным силам.
Настоящий исследователь, не будучи профессионалом в живописи, может и здесь сказать свое слово - именно благодаря свежести подхода и возможности свободно оперировать понятиями и образами своей науки. Мой собственный опыт показывает, что с помощью художественных символов можно выразить даже ряд научных понятий. Вероятно, художники-профессионалы считают их порой неживописными, то есть не поддающимися адекватному переводу на язык живописи или, допустим, графики.
|
Космические сталактиты. |
- А каким представляется вам, человеку науки, современное изобразительное искусство? В чем его ценность, в чем недостатки?
- Вопрос сложный. Если попытаться ответить на него максимально кратко, то мне больше по душе те художники, в работах которых присутствуют элементы фантазии. Художники, которые стараются подметить необычное в обычном, показать явления природы или действительности в новом, тонко увиденном ракурсе. Я - за интеллектуальную живопись. Люблю, когда в произведении отражается мироощущение автора, его гражданская позиция. Поэтому мне скучны работы типа "просто пейзаж" или "просто портрет". Считаю, что даже через изображение конкретного предмета или конкретного человека можно выразить характерные черты эпохи.
История дает нам немало интересных примеров именно такого подхода к изобразительному искусству.
- Ваши собственные работы - по крайней мере, многие из них - сами по себе фантастичны либо отталкиваются от идей фантастов. Любопытно поэтому услышать, как вы работаете?
- Творческий процесс, видимо, у всех одинаков: долгое время обдумываешь композицию, копишь в себе детали, отбрасываешь ненужное. А потом воплощаешь на бумаге или холсте. Я, правда, никогда не делаю эскизов: просто сажусь и рисую...
Рациональное и чувственное трудноразделимы на практике, когда дело касается художественного произведения. Естественно, в моей графике отражаются владевшие мною эмоции - рационально прийти к образу невозможно. Но линии, цветовые пятна, композиционное построение - тут сказывается влияние моей профессии. Так, я нередко использую графические построения, отображающие те или иные математические функции. Это получается бессознательно - сказываются профессиональные навыки. Рука непроизвольно ведет линию, обладающую, как мы говорим, определенной гладкостью...
|
Исполины далекого прошлого. |
- Один из циклов ваших произведений называется "Беседы с авторами средних веков". О чем же вы спрашиваете, например, А. Дюрера или П. Брейгеля, которым посвящено два графических листа?
- Не просто спрашиваю - скорее пытаюсь как-то сопоставить их идеи с теми мыслями, что владеют мною, с достижениями науки и техники, которые стали возможны в век НТР. Мне вообще интересны авторы эпохи Возрождения. Интересны как личности в силу того, что многие соединяли в себе таланты художника, музыканта, поэта. Самый известный пример - Леонардо. Выдающийся художник, изобретатель и инженер...
Гении прошлого пытались отобразить в своих работах вечные категории - любовь, жизнь, сознание... А сегодня я, человек 80-х годов XX века, смотрю на картину П. Брейгеля "Алхимики", в которой он рассказывает о поисках ученых, своих современников. Я уважаю их труд, который, как известно, не привел к открытию "эликсира жизни" или "философского камня", но немало способствовал развитию, к примеру, химии. И когда я смотрю на работу Брейгеля, у меня возникает желание проникнуть сквозь разделяющую нас стену времени, побеседовать со средневековыми учеными. Это был бы интересный разговор. Не спор, не дискуссия, а взаимное узнавание. Что движет этим желанием? Рациональное начало? А может быть, все-таки эмоции и фантазия? Точно ответить трудно...
- Пожалуй, и то и другое. Видимо, живопись художников-фантастов вам близка?
- По-моему, судьба фантастической живописи и графики такова, как и судьба фантастики в литературе. Как известно, долгое время последняя ходила как бы "в служанках", стояла в прихожей большой литературы, а теперь стала ее органичной частью. Фантастика очень важна для воспитания молодежи. Она будит воображение, способствует раскрытию истинно гуманных качеств, которые отличают человека большой культуры, человека социалистического общества. Многим фантастика помогает в работе, здесь я не исключение. Поверьте, в науке лишь тот, кто способен фантазировать, кто не отвергает "с порога" парадоксальных ситуаций, может достичь настоящих результатов, открыть неожиданные закономерности. Люди, умеющие фантазировать, зачастую и не подозревают, каким замечательным даром наделила их природа.
Беседу вел
АНДРЕЙ ДАНИЛОВ
|