ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© А. Ромин, С.Волков
Железнодорожник Поволжья (Саратов).- ???
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
- Игорь Всеволодович! Вы занимаете пост заместителя председателя Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей РСФСР, отвечаете за фантастику. Правда ли, что недавно возник какой-то "Совет истинно русских фантастов", который вознамерился существующий Совет разогнать, а Вас - низвергнуть?
- Тут можно говорить либо о некоторых моих предположениях, либо о том, что я знаю. Факты таковы: в самом конце прошлого года усилился нажим некоторых авторов-фантастов на Союз писателей РСФСР. Появились какие-то довольно резкие письма - например, письмо Бориса Лапина от иркутской писательской организации, в котором говорилось, что Булычев - человек вообще неизвестной национальности, окруживший себя "людьми одной всем известной национальности"... Ну и так далее. Что, мол, не место таким людям, которые даже не члены союза писателей (а я не член СП) в наших рядах. Потом было организовано письмо вдовы Ивана Ефремова, и пошли выступления, что я-де заклятый враг Ивана Антоновича... Потом эти авторы, никого не поставив в известность, пригласили в Москву несколько десятков человек, организовали этот самый "Совет истинно русских фантастов". Вернее, он называется "Совет русских фантастов". Я так понимаю, что в ходе этой подготовительной компании эти люди нашли ход к Юрию Бондареву, к секретарям СП и стали им объяснять, надо, мол, принимать меры, русская фантастика погибает, власть захватили не те люди...
- Ну и что? Последовали "оргвыводы"? Вас разогнали?
- Их расчет, конечно, был именно в этом - закрыть наш Совет, и самим оказаться вместо. Но сейчас у нас в обществе сложилась парадоксальная ситуация: пожаловаться-то некуда! Начальство нынче не хочет заниматься распределением тумаков и шишек, а для этих друзей такое положение просто катастрофично. Они-то надеялись, что, как в преждние времена, действительно последуют "оргвыводы". Ну, пожаловались они, а дальше? "Оргвыводов" нет. И что делать? И вроде все у этих авторов есть - издательство, бумага, сборники "Румбы фантастики" выпускают. "Роман-газета" их печатает миллионными тиражами. Все вроде есть, а счастья нет. Есть только жуткая неуверенность в себе. Я читал эти их "Румбы фантастики", и у меня такое ощущение, что они уже просто не могут выдержать элементарный уровень. Хорошо, сегодня они - монополисты, но ведь появляются новые издательства, работают кооперативы, двери открылись. Еще год-два, и эти "Румбы" перестанут продаваться, им просто некого печатать. Даже самые способные из них - например, Сергей Павлов - ничего написать уже не могут, вторую часть его "Лунной радуги" (я, может быть, несправедлив) просто не смог дочитать: она была уже полной катастрофой. Чем писатель злее становится, тем хуже он начинает писать. Это относится даже к таким известным, как Василий Белов и Валентин Распутин. А уж для маленьких писателей это просто конец...
- А чем, по-вашему, занимается вновь созданный "Совет"?
- Они уже нанесли визит в ВААП и потребовали прекратить порочную практику издания за границей явно не тех фантастов: почему-то Стругацких переводят, а их вот нет! Выпустили они книжку статей в "Молодой гвардии" - "В мире фантастики", где немалую часть занимает раздел "Из почты Совета".
- О, это замечательная книжка. Всем там достается: и КЛФ, которые почему-то не желают читать "молодогвардейские" книжки и "находить в них высокое наслаждение", и молодым фантастам, выпускникам семинара в Малеевке, и "вопящим" критикам, и Стругацким, и Булычеву. О Вас тут без затей говорится: "...историк-фантаст Кир Булычев свое звание доктора исторических наук и премию за участие в создании фильма получил в пору застоя, когда появилось немало сомнительных "историков", "философов", "экономистов", которые тем не менее не стыдятся своих званий".
- Докторскую диссертацию я защитил по истории Бирмы, а премию получил за два фильма - "Тайна Третьей планеты" и "Через тернии - к звездам". Я считаю, что в свое время это были вполне нормальные фильмы, ничего стыдного в этом нет... В этой же книжке опубликовано и уже мной упомянутое письмо Таисии Иосифовны Ефремовой, "обиженной мной". Полагаю, что на самом деле в "Молодой гвардии" никто не думает, что я в самом деле не уважаю или обижаю Ивана Антоновича. Поэтому я воспринимаю это письмо как отражение определенной нелюбви и недружбы со стороны "Совета русских фантастов", и только. А что я действительно сказал о творчестве Ефремова в интервью журналу "Уральский следопыт", каждый может взять и посмотреть. Я рассуждал знаете о чем? О том, что утопии, как таковой, как жанра в литературе, никогда не существовало. То, что мы считали утопией, является антиутопией. За них в свое время рубили головы, сажали чернышевских в крепости и так далее. Утопия всегда была статичной альтернативой существующему порядку вещей. Утопия как реальное продолжение и идеализация существующего порядка вещей, родилась только в советское время: ни одно общество до такой утопии не додумалось. Но, к сожалению, - как я глубоко убежден - все литературные попытки создания подобной утопии методологически были обречены на провал, ибо нельзя воспеть то, чего не представляешь. И я написал, что даже такой крупный писатель, как Ефремов, на мой взгляд, не смог решить эту задачу в книге "Туманность Андромеды"... По-вашему, это оскорбление памяти Ивана Ефремова?
- Вернемся, однако, к Вашим отношениям с издательством "Молодая гвардия". Правда ли, что Ваш конфликт произошел оттого, что Вы отказались подписать какое-то коллективное письмо, после чего ваша книга "Перевал" вышла очень наскоро и не в том виде, как Вы хотели?
- Не было ничего подобного. Вернее - вроде бы да, вроде бы нет. Когда в "МГ" пришел к власти В.Щербаков, и еще не было известно, что он из себя представляет, "Молодая гвардия" предложила мне издать книжку, и все было хорошо, и книжка уже редактировалась... А потом на каком-то этапе мне из Госкомиздата прислали пачку книжек для того, чтобы я на них сделал рецензию. И я сначала не обратил внимания, что все они изданы "МГ". Потом уж я узнал, что как раз в тот момент "Молодая гвардия" пыталась создать монополию на издание фантастики вообще - то есть, чтобы никто, кроме нее, фантастику не имел права. Когда друзья мне все это разъяснили, я позвонил в Госкомиздат и сказал: "Знаете, я не буду это делать". И буквально через два дня мне позвонил Щербаков, был очень агрессивен и сказал: "Что-о, не будешь?" Знаете, когда так начинают себя вести... Я уже твердо сказал, что не буду. И через пару дней получил назад свою рукопись с таким заключением: ввиду того, что во втором экземпляре нумерация для художника не такая-то, а такая-то, я этим нарушил условия договора и договор со мной расторгается. Тогда я заметил, что сами они пропустили срок одобрения рукописи и послал ее обратно: так, мол, и так. После этого, через некоторое время я получил редакционное заключение на нескольких страницах, подписанное редактором Фалеевым. Они сделали великую глупость: если бы они доказывали, что я просто плохо написал, то мне ничего не оставалось бы, как заткнуться. А они написали, что я враг советской власти. И написали на полях обвинения такого типа, допустим: "Автор докатился до того, что посмел сравнить советскую армию с неким Шлиманом" (у них было, видимо, глубокое убеждение, что Шлиман - сионист). Или: "Мы знаем, на что намекает автор, когда пишет: "Над Красной площадью плывут тяжелые грозовые тучи"... Прочитав это, я просто сложил все в конверт и отправил тогдашнему генсеку комсомола Пастухову. Скандала они не хотели, и в результате книжка все-таки вышла, хоть и не в том составе, как я хотел. В книгу вошли повести "Перевал", "Царицын ключ" и "Белое платье Золушки". А собирался я включить "Перевал", "Чужую память" и "Похищение чародея". Что они не станут "Похищение..." печатать, было понятно - там есть главка, как во время погрома убивают еврейского мальчика. Но мне просто интересно было, какой аргумент они найдут, чтобы эту повесть отклонить. Аргумент Щербаков нашел очень хороший: "Ввиду того, что Уэллс написал "Машину времени", "МГ" более книг о путешествиях по времени печатать не будет". Каково?
- Времена, однако, изменились. Правда ли, что сейчас "Молодая гвардия" предложила издать Вам книгу на любых условиях, но Вы отказались?
- Я получил письмо от заместителя генерального директора производственного объединения "Молодая гвардия", в котором было сказано: издательство сейчас хочет обращаться к писателям разных направлений и так далее, и не мог бы я им представить книгу. Я написал ответ, что я очень рад, что в "МГ" я печатался и рад был бы печататься и дальше, но, к сожалению, ввиду сложившихся отношений с редакцией Щербакова я не могу там печататься. Я не борюсь с "Молодой гвардией", как с издательством, как с солидным учреждением, но я не приемлю ни в коем случае ни позицию, ни человеческие, ни моральные качества этого человека... После этого я получил другое письмо от того же заместителя, в котором он писал: да, я поднял ваше дело и обнаружил, что ваши отношения с редакцией Щербакова "складывались непросто" (это он, наверное, имел в виду серию доносов на меня). После чего мне было предложено работать с редактором редакции серии "Эврика". Я тоже отказался, поскольку "Эврика" входит составной частью в редакцию Щербакова, и автор письма отлично знал об этом...
- Владимир Щербаков... Сергей Павлов... Евгений Гуляковский... Юрий Медведев... Как Вы считаете, почему деятельность Клубов Любителей Фантастики вызывают у уже упомянутых Вами писателей такое раздражение? С читателями-то им что делать?
- Понимаете, у любителей фантастики, "фэнов" - даже тех, которые еще особенно не разбираются в сложившейся ситуации - есть головы на плечах. И когда они начинают сталкиваться с теми сборниками (наподобие "Румбов..." или "В мире фантастики", и читают там все время, что Стругацкие-де пишут плохо, что Стругацкие - русофобы и так далее, то они начинают сами догадываться, что к чему. И чем больше, чем злее те ругаются, тем больше у читателей шансов сделать правильный выбор.
|