Е. Ивонина
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИГРА!
«Хоббитские Игрища»: прошлое, настоящее, будущее
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Е. Ивонина, 1992
Кузнецкий рабочий (Новокузнецк). - 1992. - 29 февр. - С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006 |
2–3 августа 1990 г. обитатели и работники гостиницы «Турист», что стоит в самом центре Красноярска, могли наблюдать весьма необычное зрелище. С разных сторон: от стоянки такси, с автобусной остановки, из трамваев и троллейбусов, к гостинице устремлялись небольшие группы людей, а то, и одиночки довольно странного вида. И дело было даже не в огромного размера рюкзаках – этим красноярцев не удивишь, да еще близ гостиницы с таким названием, – дело было в... мечах, торчавших из этих самых рюкзаков, а кое у кого и откровенно висевших на поясе. В вестибюле гостиницы прибывающие «меченосцы» постепенно образовали довольно плотную толпу, в которой звучали малопонятные слова, совершенно не русские имена и уже посверкивали вынимаемые из рюкзаков кольчуги. Так собирались в Красноярске участники первых в нашей стране «Хоббитских Игрищ».
А НАЧАЛОСЬ все с книги. Прочитав первую часть эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец» (сокращенный перевод В. Муравьева и А. Кистяковского вышел в издательстве «Детская литература» в 1982 г. под названием «Хранители»), правдами и неправдами достав ходивший по рукам «самиздатовский» перевод второй и третьей частей, члены красноярского КЛФ «Вечные паруса» «заболели» Толкиеном всерьез и надолго. Идея, некоторое время носившаяся в воздухе, на «Аэлите–89», Всесоюзном фестивале любителей фантастики, оформилась в твердое решение: силами клуба провести ролевую игру по книге Толкиена, на которой и попытаться воссоздать Средиземье в «земных» условиях.
Базовый вариант, разосланный по друзьям из других КЛФ, извещал: «Ролевая игра «Хоббитские Игрища» ставит целью собрать любителей фантастики для проведения семинара, выставки графических работ, конкурсов и собственно ролевой игры по сказочной эпопее Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец». Прилагавшийся список ролей, перечень задач для команд, правила ведения поединков, обзор предполагаемого оружия и доспехов, разъяснение магических свойств и преимуществ некоторых волшебных вещей создавали основу для серьезной подготовки будущих участников. Газета «Палантир» – издание оргкомитета «ХИ–90» – знакомила читателей с «программами» кандидатов на основные роли, с новыми переводами из Дж. Р. Р. Толкиена и последними игровыми известиями. В программу «Игрищ» входил также сплав на плотах по р. Мана после окончания игры.
Теперь уже ясно, что сообщение о проведении «ХИ» упало в хорошо подготовленную почву. Многочисленные почитатели Толкиена, разбросанные по стране и пребывавшие в горьком убеждении, что они – «единственные и неповторимые», воспряли духом и засыпали оргкомитет заявками. Так, неожиданно для хозяев игры «ХИ–90» превратились во Всесоюзный слет Толкиенистов. К началу игры съехались 130 человек: команды и отдельные участники из Уфы и Амурска, Ленинграда и Ростова, Казани, Иркутска, Горловки, Абакана, Москвы, Харькова, Владимира, Новосибирска, Кургана, Иванова, Чебоксар, Киева, Томска, с о. Сахалин. От нашего города в «Игрищах» участвовали 5 человек: три «эльфа», один «хоббит» и один «урук-хай».
И началось! Первые схватки на мечах были проведены на набережной Енисея и пригостиничной площади. В «штабном» номере почти непрерывно заседал Белый Совет, на котором Валары – организаторы «ХИ» – и прибывшие Владыки Средиземья (руководители команд) спешно решали оставшиеся и вновь возникающие вопросы проведения игры. Самые неугомонные уже лазили по Красноярским Столбам, вживаясь в местные условия. Десант добровольцев, заброшенный на место будущей игры – красивейшие берега реки Мана неподалеку от Красноярска, – возводил в тайге базовый палаточный лагерь «Валинор».
Рассказать обо всем, что связано с «Хоббитскими Игрищами», в пределах короткой газетной статьи очень трудно. Было слишком много интересного до Игры: конкурс стрелков из лука и конкурс метания боевых топоров, ежедневные тренировочные бои и «Венок Лучиэнь» – что-то типа передачи «А ну-ка, девушки!» – для представительниц прекрасной половины Средиземья, были разговоры и песни далеко за полночь у «командных» костров – в Гондоре, у гоблинов, в Лориэне... Еще интереснее было на самой Игре, сюжет которой – игра есть игра! – очень скоро принял совершенно неожиданный оборот, поставив участников «ХИ» перед необходимостью самим принимать решения, от которых зависела судьба Средиземья... И уж совсем невозможно рассказать, как после всего этого нам не хотелось расставаться, – нам, за неделю до «ХИ» и не подозревавшим о существовании друг друга! Праздником дружбы, света, встречи единомышленников, прикосновения к Сказке стали для их участников «Хоббитские Игрища–90», и за это – огромное спасибо их организаторам! Мы увезли с собой из Красноярска адреса новых друзей, песни, незабываемые впечатления и страстное желание встретиться снова.
Эта встреча состоялась на «ХИ–91», которые прошли в конце июля в Подмосковье. Готовил «ХИ» московский клуб ролевых игр «Город Мастеров», развернувший грандиозное строительство игрового Средиземья в районе Яхромы. Количество участников на этот раз перевалило за 300 человек, а Игра приобрела ярко выраженный командный характер. Участники «ХИ–90» делились с новичками воспоминаниями «ветеранов», и снова сверкали в схватках мечи, свершались магические обряды, переходили из рук в руки крепости, развевались знамена, разноцветным шелком и золотом сверкали костюмы народов Средиземья. «ХИ–91» были, конечно, совсем не похожи на «Игрища» в Красноярске: у московских Мастеров был свой подход к организации, свое видение Игры, – но, как и первые «ХИ», они стали событием и запомнились всем их участникам надолго.
|
Капитан Умбара – Брасид II, в миру Александр Тутов, врач-невропатолог из г. Котлас Архангельской области. |
Сейчас вопрос о целесообразности продолжения «Хоббитских Игрищ» уже ни у кого не возникает. Всем, кто хоть раз побывал на Игре, ясно: отказаться от «ХИ» решительно невозможно. И дело не в том, что «Игрища» – это великолепная возможность неформального общения, встречи с интересными людьми, просто отдыха и разрядки. «ХИ» дали мощный толчок развитию самодеятельного творчества их участников: потоком хлынули стихи, рассказы, пародии на темы Средиземья, пошли гулять по стране «игровые» анекдоты и мемуары, появились серьезные теоретические исследования творчества Толкиена, оригинальные иллюстрации к его произведениям, разработки «средиземских» костюмов и обрядов, возродился интерес к оружейному делу (все свое оружие и доспехи ребята делают собственными руками). За два года из простой разновидности ролевых игр «ХИ» превратились в широкое движение, став одним из основных направлений работы клубов любителей фантастики по всей стране.
В текущем, юбилейном году – 3 января 1992 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Дж. Р. Р. Толкиена – участников «ХИ–92» готовятся принять у себя члены КЛФ «Плеяды» и «Прометей» г. Уфы. На этот раз «ХИ» пройдут на основе другого произведения Толкиена – «Сильмариллиона», которое сам автор любил больше всего. Борьба Светлых и Темных Сил, создание в Средиземье новых королевств, встречи с драконами, магами, загадочными существами, видевшими «начало Мира», – все это ожидает будущих участников Игры. Все это – и проверка самих себя на верность чести, мужество, самоотверженность, умение принимать решения и отвечать за них. Не в этом ли и состоит притягательная сила «Хоббитских Игрищ»?
Клуб «Контакт» г. Новокузнецка отправляет на «ХИ–92» 12 своих представителей – часть будущей дружины эльфов Лориэна. Ребята уже начали подготовку: идет изучение истории оружия, эльфийской письменности, написаны первые песни и легенды, идет разработка магических обрядов. «Игра закончена. Да здравствует Игра!» – именно так мне хочется завершить этот короткий и очень неполный рассказ о «Хоббитских Игрищах».
Е. ИВОНИНА.
|