КОСМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Более подробно о тенденциях развития фантастической литературы мы поговорили с писателем Борисом Долинго
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© М. Романова, Б. Долинго, 2003
/ [Беседовала М. Романова] // Эксперт-Урал (Екатеринбург)- 2003.- 18 августа.- 29-30 (110).- С. 29.
Пер. в эл. вид Д. Бахтерев, 2003 |
- Есть мнение, что фант-литература сегодня теряет актуальность. Или она просто переживает глобальные перемены, меняясь порой до неузнаваемости?
- Почти полвека фантастика эксплуатировала преимущественно космическую тему, которая сегодня зашла в тупик. Бессмысленно тратить огромные силы на то, чтобы нескольких мужиков на Луну забросить. Практическое использование космоса оказалось очень ограниченным, в результате произошло затухание интереса к космической теме не только в литературе, но и в науке, не только у нас, но и в других странах. Интерес к фантастике перешел в иную плоскость.
- Вне сферы научно-технического прогресса?
- Сначала нас накрыла волна фантастических боевиков, по сути развлекательного характера, но густо замешанных на достижениях науки и техники. Затем на первый план вышел жанр фэнтези, инициированный Толкиеном и подхваченный тысячами сочинителей: маги, колдовство и миры, требующие спасения, расплодились неимоверно. Возник также огромный пласт литературы, связанной с новой реальностью - виртуальной, и с параллельными мирами. Это очень перспективные темы, физикой пространства сейчас серьезно занимается наука. Фантастическая же литература всегда связана с научным процессом.
Хотя в последнее время интерес с техники переместился на людей, человеческие отношения. Фантастика выходит на философский, концептуальный уровень, возникает новый ее вид - футурологический. Здесь воплощается видение непростого будущего цивилизации, тех проблем, с которыми она может столкнуться, причем не научного, а скорее социального или глобального характера.
- Но классики жанра и прежде стремились к соединению технической и гуманитарной составляющих. Из известных фантастов, пожалуй, лишь Жюль Верн служил исключительно научному прогрессу и предвосхитил многие открытия.
- Не соглашусь. Он был популяризатором, но сам ничего не придумал: ни электродвигатель, ни скафандр, ни подводную лодку. Жюль Верн лишь развил идеи, которые уже существовали, он был, по современной терминологии, прекрасный пиарщик. Гениальным же прогнозистом считается Артур Кларк. В каких-то прогнозах получился "недолет", например, в оценке компьютерных технологий, в каких-то, прежде всего космических, - "перелет", но в целом направление развития человечества он предугадал верно.
- Что, по-вашему, конкурирует с фантастической литературой?
- Безусловно, кино, а также научные книги. Современные дети читают пособие по программированию, как прежде читали фантастику. Нам же, писателям, важна "литературная составляющая". Элементы фантастики присутствуют и у классиков-реалистов: Пушкина, Гоголя, не говоря уже о Булгакове. Сказки - тоже зона фантастики. Фантастические атрибуты - это своеобразный инструментарий, который колоссально расширяет художественные возможности произведения, показывая человека в потенциальных обстоятельствах, в невероятных с точки зрения обыденной реальности условиях.
- Борис, можете ли вы спрогнозировать дальнейшее движение фант-литературы?
- Я думаю, все повторится на новом уровне. Уже наблюдаются первые признаки падения интереса к фэнтези и возвращения в космос. Человек - космическое существо, пора вновь посмотреть в небо.
Скажу о том, что особенно волнует сегодня не только меня, о чем пишут серьезные ученые всего мира. Если на Землю упадет нечто, что когда-то уничтожило динозавров, нам не потребуются ни "мерседесы", ни средства защиты от кариеса, ни даже наша великая духовность. Космос наполнен летающими "предметами". Например, 4 марта прошлого года мимо Земли на расстоянии 150 тысяч километров (это в два раза ближе, чем Луна) пролетело небесное тело диаметром в 3 тысячи метров: оно было способно перечеркнуть человеческую цивилизацию. Это не космические "страшилки" и отнюдь не виртуальная реальность. Чтобы защититься, человечеству требуется совсем немного: глобальная система слежения и ракетоносители. Такая своеобразная "страховка" Земли: платишь как бы ни за что, но в случае опасности вложенное тебя выручит.
Грядет поток художественной литературы и кинофильмов на эту тему. Я уверен, скоро об этом будут говорить не только ученые, но и писатели.
Беседовала Марина Романова
|