С. Комацу
МОЛЕКУЛЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© С. Комацу, 1970
Техника-молодежи.- 1971.- 1.- С. 14-15.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
|
САКЕ КОМАЦУ (Япония) - один из самых известных японских фантастов. Книги его переведены на многие языки мира, в том числе и на русский. |
Мы счастливы приветствовать на нашем симпозиуме делегации научных фантастов США, СССР, Канады и Англии, впервые посетивших японскую землю.
К нашему сожалению, к нам не смогли прибыть несколько писателей, снискавших себе мировую известность, - Айзек Азимов, Рэй Бредбери, Иван Ефремов и Станислав Лем. Позвольте их поприветствовать от имени всех собравшихся здесь делегатов.
Что являет собою научная фантастика? Вымыслы, не связанные с действительностью? Бесплодные химеры? Развлечение для праздного ума?
Ни то, ни другое, ни третье.
Один из главных парадоксов современности можно было бы сформулировать следующим образом: наука достигла таких фантастических высот, что ее порой невозможно постичь, между тем как самые смелые фантазии способны обратиться в явь.
Лет 40 - 50 назад популярной, темой в научной фантастике была тема гибели человечества. В то время все без исключения читатели воспринимали подобное как вымысел и относились к этому бесстрастно, спокойно. Но вот было изобретено ядерное оружие, и человечество поняло вдруг, что любой безумец или маньяк способен погубить весь род людской простым нажатием кнопки.
Раньше, читая о путешествиях на Луну и в космос, я полагал, что этого не произойдет вообще, либо относил космическую эпоху в грядущие века. К моему удивлению, фантастические пророчества сбылись, когда мне не исполнилось и сорока лет. Так действительность в некоторых областях порой обгоняет фантазию.
Фантастику принято именовать "литературой для всей человеческой цивилизации". Однако это не значит, разумеется, что фантастический жанр в своем организме не содержит молекул национального своеобразия.
Вот, например, космос. В отношении к нему разных народов и можно заметить это своеобразие. Как рассматривают космос и возможность обитания в нем жители Европы? Как относятся к космосу в Азии, где распространены буддийские представления о ми ре? Или в Японии, где считают, что каждый предмет имеет душу? Подобные различия в представлении людей Запада и Востока находят свое отражение и в научной фантастике.
Поясню свою мысль на более конкретном примере. Во время посещения советского павильона на выставке ЭКСПО-70 я увидел рядом стенды о Сибири и стенды о космосе. Тогда-то я впервые и понял, как ощущают космос советские люди. Советский Союз - страна воистину бескрайних просторов, столь бескрайних, что мы, японцы, даже не можем их себе представить. Точно так же понятия "дремучая тайга", "тундра", "снежные пустыни", "свирепые морозы" для нас, японцев, - лишь" абстрактные символы. В то же время советские люди не абстрактно, а вполне реально покоряют эту природу, осваивают эти суровые края. И мне кажется, что для России освоение космоса есть продолжение освоения Сибири.
Как относятся к космосу американцы? Судить об этом можно хотя бы по тому факту, что они транслировали по телевидению момент прилунения "Аполлона-11". Даже при 99,9% гарантии успеха существовала какая-то доля возможности гибели космонавтов.
Недавно мне довелось беседовать с норвежским писателем-фантастом Бринбадтом. Обсуждая с ним проблемы космогонии, я понял, в чем отличие представлений о космосе у норвежцев. Норвегия - извечная страна викингов, земля путешественников, таких, как Тур Хейердал. И им, видимо, дорога в космос представляется путешествием по волнам океана.
...Разные континенты, разные народы, разные взгляды на одну и ту же проблему. Не потому ли все большее распространение получает именно фантастическая литература, позволяющая окинуть мысленным взором ту же проблему в ее общечеловеческом аспекте.
|