История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ РОЙФЕ

«Роскон», 17.02.01.

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Ройфе, Ю. Зубакин, 2001

Расшифровка аудиозаписи.- Москва, 2001.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея провести "Роскон"? Я помню, на прошлогоднем "Интерпрессконе" вы высказывали неудовольствие по поводу происходящего...

Просто хотелось конструктива. Не то, что его не было совсем, но хотелось большего конструктива. В какой-то момент показалось - возможно, это было ложное впечатление - что все существовавшие конвенты переживали какой-то кризис. Я желаю всем, чтобы конвентов было как можно больше и чтобы все они процветали. Хотелось сделать что-то такое, чтобы отбросило все и всяческие амбиции, чтобы совместить всех людей со всех концов бывшего СССР. Не секрет, что некоторые люди принципиально не ездят на "Интерпресскон", потому что у них есть свои конвенты, например, "Странник". Некоторые люди, которые всегда бывают на "Страннике", не бывают на "Интерпрессконе", потому что это им как бы и не нужно. И стало понятно, что собирательницей фантастических земель, наверное, может выступить Москва, потому что в Москве всегда были люди, были творческие силы, но не хватало какого-то организационного момента. А тут москвичи преодолели даже не свою леность, а свою замотаность, выключили себя из ряда повседневных бытовых дел, напряглись и организовали это мероприятие. Причем мой вклад был достаточно скромный в оргкомитете, основная нагрузка легла на Володихина, Синицина, Байкалова, Шмыкова, Вадика Чикова.

Ваш конвент задумывался как что-то отличное от других конвентов, как нечто объединяющее всех фэнов? Так ли это? Или "Роскон" - это всего лишь "еще один" конвет в череде подобных мероприятий?

Дело в том, что мы просто хотели показать, как может быть. Не секрет, что на "Интерпрессконе", где люди всегда обсуждали какие-то темы, в последнее время все эти обсуждения потеряли всякий смысл, на них было все меньше народу. А это ведь не значит, что нет каких-то внутрифантастических, внутрижанровых проблем, которые нельзя обсудить. Напротив, можно, меня очень радует, что здесь, на самом-то деле, эти вещи работоспособны, т. е. люди говорят о том, что им интересно, а не о том, что кто-то там заставляет написать доклад. Я, например, не забуду, как на "Интерпрессконе" пинками загоняли слушать доклад. Но это же бред! Ну не интересно - не ходи и не слушай... А здесь нет докладов в таком смысле слова, как на "Интерпрессконе", здесь люди просто ведут заинтересованный разговор по секциям, по темам, что кого конкретно интересует. И здесь огромное количество людей пришло на встречу издателей с молодыми авторами, и, с другой стороны, представило уже новое поколение авторов, которое как-то должно встроиться в фантастические издательства, структуры, включиться в эту жизнь.

Мы ни в коем случае не противопоставляем свой конвент, мы просто хотим, чтобы была уверенность, что можно сделать позитивно, что можно сделать конструктивно, что никакого кризиса на самом деле нет, а есть потребность преодолеть духовную лень.

Как вы думаете, конвент удался? Все ли получилось, что задумывалось?

Нет, получилось далеко не все, что задумывалось - начиная от каких-то технических проблем, например, меня очень напрягает, что в здании не работает лифт, потому что номер на пятом этаже. Не прошел ряд мероприятий, в том числе задуманное шоу "Писатели против критиков". Шоу не прошло по двум причинам: одна из них организационная, потому что мы это мероприятие поставили на бар, а в баре, при звуковом оформлении и постоянной выпивке это все не то, и нужно было это все делать в клубе на сцене. Это будет нам уроком на будущее... Но в целом, как мне кажется, мы старались, и основной комплекс мероприятий проходит, как он и задумывался. И я надеюсь, что сегодняшний финальный аккорд тоже будет достойным.

Но пределов совершенству нет, и я думаю, что мы придумаем что-то еще на следующий год. Мне кажется, что с точки зрения дела все уже складывается. Постараемся придумать что-нибудь еще в плане развлечений, чтобы народ отдыхал не только потребляя горячительные напитки, но также развлекался иными путями, потому что путей много.

Немножко отвлекаясь от конвента - скажите, как вы пришли в фантастику? Как вы полюбили фантастику, когда?

Полюбил я ее в младших классах средней школы. Я рос таким читающим мальчиком и ходил в библиотеку. А там хуже всего было с фантастикой, поэтому, что там попадалось, нужно было скорее брать и срочно читать. И в школе я прочитал какие-то такие классические произведения, которые тогда входили в "джентльменский набор": Стругацкие, Брэдбери, Кларк... Как-то так получилось. Потом, в институте, пытался переводить, кое-что удавалось перевести и пристроить... А потом как-то стали рождаться критические отклики.

Вот так все и получилось.

Как вы пришли в "Книжное обозрение"?

Это вообще трогательная история. Дело в том, что я пытался отвечать там на вопросы читателей. Их интересовала информация по шотландскому детективщику Алистеру Маклину. Но газета почему-то не могла ее найти, о чем почему-то оповестила на своих страницах, не знает ли кто информацию о нем. В общем, найти ее было не так сложно, я принес, предложил свой материал, потом еще, и еще один. Потом получил приглашение на штатную службу.

А как вы вышли на других любителей фантастики? Как вы стали ездить на конвенты? Как вы стали фэном в классическом понятии этого слова?

Собственно, первый конвент, на который я поехал, был "Интерпресскон - 94" в Репино. И туда я уже поехал работать корреспондентом в газете, с целью написать об этом репортаж. Репортаж я написал, и настолько мне это дело понравилось - не репортажи писать, а на конвенты ездить - что я решил в дальнейшем как бы таким образом тратить свою жизнь.

Это дело интересное?

Я думаю, для многих интересное. Конечно, не для всех граждан нашей необъятной родины, но есть такая группа людей, которым это интересно, и я тоже, видимо, в ней.

Как, на ваш взгляд, в будущем изменятся конвенты? Или они останутся такими же, как и сейчас?

На этом конвенте Андрей Валентинов предложил создать Ассоциацию писателей-фантастов с очень широкими и либеральными возможностями приема, которая бы объединила всех людей, которые более-менее профессионально занимаются жанром. Возможно, это и будет следующим этапом, если мы осознаем, для чего мы это дело делаем, потому что сейчас есть какая-то внутренняя интуитивная тяга к объединению, но четкости нет. То, что предложил Валентинов, конкретно, он же потом сам же и разбомбил эту идею в заключительных страницах своего доклада. Это такая организация типа попечительского характера, которая обеспечила бы представителям фантастического жанра то, что Большой Брат бюрократического государства знал бы, что это не какие-то случайные люди с горы спустились, а какие-то достойные члены общества. Но не хотелось бы, чтобы вся функция этой организации сводилась к подобным прикрытиям. Не хотелось бы, чтобы государство вообще вмешивалось в такие вопросы, которые его, по-моему, не касаются. Лучше в это не вдаваться, потому что здесь должны заработать здоровые инстинкты самосохранения самого общества, самих людей, которые должны сами, на внутреннем инстинктивном уровне отбраковывать что-то такое вредное, не сущностное, не полезное. А у организаций, которые существуют на Западе, есть две функции: первая - они координируют вручение главных премий, потому что все главные премии Запада проходят под эгидой соответствующих организаций. На самом деле, это их основная функция. А с другой стороны в подобных объединениях, не только писателей, но и в других нишах, есть тривиальная форма организации досуга. Это звучит, может быть, ужасно, но они там именно этим и занимаются. У нас здесь происходит то же самое, когда проходят какие-то мелкие встречи, тусовочки, каналовка, на которую собираются члены #russf. Что это? Форма организации досуга, на самом деле. И это замечательно. На самом деле, что такое литература, что ждет фэнов? Во-первых, а для чего я читаю книжки? Наверное, потому, что им хочется отдохнуть, с одной стороны, а с другой стороны, они там ищут какие-то ответы, которые, может быть, их волнуют. Поскольку и то, и другое они будут делать и дальше, эти потребности у них наверняка останутся и в будущем, стало быть, и в будущем они будут читать книжки. Когда они читают книжки, им скучно читать их просто так, хочется с кем-то поделиться, с кем-то подискутировать, с кем-то согласиться. Значит, им захочется встретиться. Значит, конвенты будут.

Что, по-вашему, интереснее - личное общение или виртуальное, в Сети?

Виртуальное общение в некотором удобстве - во-первых, этим можно заниматься каждый день. И целый день. Во-вторых, никаких особенных требований к тебе нет - ты можешь быть в неглиже, совершенно. Но с другой стороны лично мне виртуального общения явно недостаточно. Лично мне - про других не говорю - хочется дополнить его как-то в реале. Это все равно, что литературный секс - сколько не читай, все равно это в жизни секса заменить не может. То же самое виртуальное общение людей на канале - это здорово, это очень оперативно, например, если тебе нужно найти какую-то информацию, то Сеть это совершенно замечательное средство. Но не посмотрев человеку в глаза, до конца все равно его не поймешь и не узнаешь.

То есть личное общение накладывает какой-то отпечаток и на последующее виртуальное общение?

В общем, да.

Спасибо вам огромное.

    Интервью взял
    Юрий Зубакин



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001