История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ КНИГИ «НАШ ДРУГ СПУТНИК» НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2020

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2020

Многие фантастические и космические рисунки на почтовых марках позаимствованы из книг, журналов, фильмов. Один из таких источников – книга «История нашего друга Спутника» (Guido Martina. La storia del nostro amico Satellite. – Milano: Mondadori). Книгу написал итальянский автор комиксов и писатель Гвидо Мартина (1906–1991). В 1959 и 1960 году появились одинаковые первое и второе издание книги (они отличаются обложкой), а в 1963 году выпущено третье дополненное издание с немного изменённым названием «Il nostro Amico Satellite» («Наш друг Спутник»).

Зачастую при создании серии марок используются рисунки из 1–2 книг – создателям марок проще и быстрее выполнить рисунки по мотивам иллюстраций одной книги, чем нескольких. Так, по особенностям книжных рисунков можно понять, что, например, рисунки 9 марок и 3 блока эмирата Шарджа 1972 года позаимствованы из третьего (1963) издания книги. Также по мотивам иллюстраций из «Истории нашего друга Спутника» выполнены рисунки ещё для нескольких почтовых марок.

«История нашего друга Спутника» – детская книга с прекрасными цветными иллюстрациями. Многие из них появились ранее в итальянском еженедельнике «Epoca». Дело в том, что владельцем издательства «Mondadori» и еженедельника «Epoca» был один и тот же человек – Арнольдо Мондадори. Поэтому иллюстрации для еженедельника и книг брались из одного, общего архива «Mondadori».

Модифицированная станция фон Брауна

Космическая станция-кольцо фон Брауна

Астронавт у космической станции фон Брауна

Космические станции Циолковского-Ляпунова, фон Брауна, станция-телескоп

Лунные корабли над Луной и трёхступенчатая ракета – проекты фон Брауна

Пассажирские и транспортные лунные корабли фон Брауна

Жилая часть лунного корабля фон Брауна

Селенология

Тренировка на центрифуге

Сферический тренажер

Тренировка в герметичной камере

Космическая станция Ромика и корабли фон Брауна

«Луна–2»

«Pionier IV»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ СТАНЦИЯ ФОН БРАУНА

На обложке второго (1960) и третьего (1963) издания книги размещена фотография красной модели торообразной космической станции с большой антенной-рефлектором. Вверху показана обложка издания 1960 года. На обложках второго и третьего издания книги фотография одна и та же, но в разных изданиях повёрнута на разные углы.

В книге нет описания этой станции. Но за два года до выхода книги, на обложке журнала «Epoca» (1958. – 19 января, № 381) появилось изображение красной станции, сфотографированной с другого ракурса. В журнале дано пояснение к фотографии:

«Обложка: Космическая платформа, модель фон Брауна, вращается вокруг Земли на высоте 1750 километров, то есть на двухчасовой орбите. Космические платформы служат различным целям, от научных наблюдателей и до баз запуска космических кораблей. Среди них, конечно, есть разные типы и странные формы. Еще одна платформа, называемая «космический город» из-за своих размеров, представлена в выпуске «Искусственные спутники», пятой части цикла «Завоевания мира, в котором мы живем».

«Завоевания мира, в котором мы живем» – это журнал в журнале: страницы выпусков можно было вырвать и переплести в отдельную тематическую книгу. А «космический город» – это проект американца Ромика.

На обложке видоизменённый проект торообразной станции американского инженера Вернера фон Брауна. Кроме книги «История нашего друга Спутника» и журнала «Epoca», не обнаружено других публикация с изображением станции фон Брауна именно такого вида – с параболической антенной и тремя шипами-антеннами на «бублике». Поэтому скорее всего, модель модифицированной станции фон Брауна изготовлена специально для «Mondadori».

Аджман, 1971 год

(Michel block № 294 A)

В 1971 году по мотивам фотографии красной станции выполнен рисунок на блоке эмирата Аджмана (Michel block № 294). Блок выпущен в серии марок «Будущее исследование планет», и изготовлен в испанской типографии «Heraclio Fournier S. A.». На рисунках марок очень вольная интерпретация иллюстраций-оригиналов. Так, красная космическая станция с обложки книги «История нашего друга Спутника» превратилась в станцию с двумя кольцами, а три шипа-антенны на корпусе неожиданно переместились параллельно продольной оси станции.

Аджман, 1971 год

(Michel block № 294 B)

Блок также выпущен в беззубцовом варианте.

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ-КОЛЬЦО ФОН БРАУНА

Одно из первых изображений проекта космического «бублика» фон Брауна появилось в начале 1950-х в американском еженедельнике «Collier′s». Вверху показан разворот выпуска 22 марта 1952 года, автор рисунка – американский художник Чесли Бонестелл.

Изображение станции стало очень популярным и печаталось в изданиях многих стран, в том числе и СССР. А через пять месяцев после публикации в «Collier′s», 8 ноября 1952 года, этот рисунок появился в еженедельнике «Epoca». Иллюстрация сопровождала статью «Искусственный спутник до 2000 года» Артура Кларка, известного писателя-фантаста и председателя «Британского межпланетного общества».

Это очень интересный проект космической станции, он много раз появлялся на почтовых марках, поэтому оставлю на будущее подробный рассказ о станции и её изображениях на знаках почтовой оплаты. Сейчас лишь дам пояснение из еженедельника «Epoca»:

«Космическая станция, первый форпост Земли, покоривший космос, примет форму гигантского колеса диаметром 60 метров. Вход будет происходить с оси, и через две главные спицы вы попадете в лаборатории и корпуса, расположенные по окружности. Многочисленные другие меньшие вторичные спицы будут передавать воздух, необходимый для двигателей и различных систем кондиционирования воздуха».

Фрагмент рисунка Чесли Бонестелла появился и в книге «История нашего друга Спутника». Вверху показан книжный разворот из второго (1960 года) издания книги, в третьем издании (1963 год) рисунок также располагался на развороте, причём стыки страниц второго и третьего издания совпадают.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1003 A)

В 1972 году репродукция из книги «История нашего друга Спутника» появилась на марке эмирата Шарджа (Michel № 1003), выпущенной в серии «Исследование планет». Марки изготовлены с плохим полиграфическим качеством и технологическим браком в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press». Допечатная подготовка тоже выполнена формально – фотография из книги очень грубо отретуширована, видно несовмещение картинки на стыке страниц.

Хорошо видно, что рисунок на марке сфотографирован именно из этой книги – слева фрагмент марки, а справа фрагмент книжного разворота.

stamps/sharjah_1972_space_research_mi_1003b.jpg

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1003 B)

Также выпущены беззубцовые марки.

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 1003)

Помимо марок, выпущен люкс-блок с белым марочным полем без надписей и рисунков. Люкс-блок выпущен большим тиражом, для филателистов, и не является тиражной пробой.

Марки выпущены в марочных листах 25 (5x5) шт., а люкс блоки – 9 (3x3) шт.

АСТРОНАВТ У КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ФОН БРАУНА

В 1952 и 1953 годах в журнале «Collier′s» опубликована серия статей о будущих космических исследованиях и подготовке к ним. В статьях много реалистичных рисунков с космическими проектами. Так, в выпуске 22 марта 1952 года, на одном из рисунков изображён астронавт, держащий крюками индивидуальное средство для перемещения в открытом космосе. Астронавт прикреплён тросом к космической станции фон Брауна. Автор рисунка – американский иллюстратор Рольф Клеп (Rolf Klep). Поясняющий текст к иллюстрации:

«Астронавт привязан к станции, чтобы не уплыть, и перемещается с помощью переносного ракетного двигателя; на астронавте скафандр под давлением, а сзади радио и снабжение кислородом. Художник сделал стекло светлым, чтобы показать лицо, но в действительности у шлема будет темное стекло для отражения опасных ультрафиолетовых лучей».

Через несколько месяцев рисунок появился в еженедельнике «Epoca» (выпуск 15 ноября 1952 года, № 110) в статье «Первопроходцы в космических скафандрах». Рисунок в еженедельнике напечатан одной краской.

Вверху показан книжный разворот из второго издания «Истории нашего друга Спутника». В третьем издании иллюстрация также расположена на развороте, на двух страницах.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 989 A)

В 1972 году ливанская типография «Imprimerie Yacoub Slim Press» одновременно изготовила несколько «космических» серий почтовых марок Шарджи. На одной из марок (Michel № 989), выпущенной в серии «Аполлон-17», размещена иллюстрация Рольфа Клепа. Этот рисунок также сфотографирован из книги «История нашего друга Спутника». Чтобы на рисунке не было видно места стыка страниц, рисунок обрезан и развернут на 90 градусов по часовой стрелке.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 989 B)

Марка также выпущена в беззубцовом варианте.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 989)

Вверху показан люкс-блок.

КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ ЦИОЛКОВСКОГО-ЛЯПУНОВА, ФОН БРАУНА, СТАНЦИЯ-ТЕЛЕСКОП

19 января 1958 года в еженедельнике «Epoca» появилась иллюстрация космических аппаратов на околоземной орбите. Помимо первого и второго советских спутников, на ней изображены космические проекты Циолковского-Ляпунова, фон Брауна, Оберта и другие.

Автор иллюстрации – итальянский художник Луиджи Гаронзи (Luigi Garonzi). В левом нижнем углу иллюстрации указаны его инициалы.

Позже эта же иллюстрация появилась в книге «История нашего друга Спутника». Вверху показан разворот второго издания (1960) книги. Поясняющий текст к рисунку:

«В будущем, которое, вероятно, не очень далеко, вокруг Земли будет вращаться серия искусственных спутников, формы и размеры которых, а также расстояние от нашей планеты, будут различаться в зависимости от конкретных задач, поставленных перед каждым из них. Ожидается, что такие станции, как колесо фон Брауна, будут располагаться на гораздо большей орбите, чем двухчасовая орбита, ожидаемая на начальном этапе исследования. Спутники, оснащенные телескопом, позволят беспрепятственно наблюдать космическое пространство без помех от атмосферы: солнечное зеркало, разработанное Германом Обертом, вращается по орбите 24 часа; оно всегда будет оставаться неподвижным над той точкой Земли, куда оно будет отражать солнечное тепло, позволяя контролировать атмосферные условия определенных земных регионов».

Эта же иллюстрация размещена в третьем (1963) издании.

Аджман, 1968 год

(Michel einzelblock № 333 A)

Через несколько лет итальянский художник Турати Ломбарди (Turati Lombardi) позаимствовал три космических аппарата с этой книжной иллюстрации. Ломбарди разместил аппараты на рисунках блоков и марочных листов Аджмана и Манамы 1968–1969 годов. Для блоков также была позаимствована идея орбит вокруг Земли. Вверху показан один из люкс-блоков Аджмана (Michel einzelblock № 333) из серии «Люди в космосе». На поле изображены проекты станции фон Брауна (на книжной иллюстрации он подписан «Космическая станция (американский проект)»), станции Циолковского-Ляпунова («Космическая станция (русский проект)») и космического телескопа («станция-телескоп»).

Манама, 1969 год

(Michel block № L35 A)

Манама, 1969 год

(Michel block № L35 B)

Блоки Манамы выпущены с тем же самым рисунком, но с другим фоном. Вверху показан один из блоков (Michel block № L35) – c перфорацией и в беззубцовом варианте. Марки изготовлены лондонской типографией «Format International Security Printers Ltd».

Аджман, 1968 год

(Michel № 333 A)

Манама, 1968 год

(Michel № 115 A)

Марки выпущены в марочных листах 6 (2x3) шт. На поле марочных листов, напротив каждой марки, серебряной краской напечатано изображение космической станции Циолковского-Ляпунова. Вверху показаны зубцовые марки Аджмана (Michel № 333) и Манамы (Michel № 115) с полями марочных листов.

Манама, 1968 год

(Michel № 119, проба с золотой краской)

Также встречаются пробы с золотой краской и орфографической ошибкой на поле листов. Вверху показана одна из таких проб.

Аджман, 1968 год

(Типографская макулатура)

Несколько лет назад на филателистический рынок была вброшена часть архива типографии «Format International Security Printers Ltd», в том числе пробы и макулатура марок Аджмана и Манамы. Вверху показана макулатура одного блока. Подробно об этом выпуске, пробах и макулатуре я написал в статье «Циолковский или Ляпунов?»:

zubakin_18.htm

Марки и блоки этого выпуска встречаются на реальных почтовых отправлениях – вверху показано одно из них.

ЛУННЫЕ КОРАБЛИ НАД ЛУНОЙ И ТРЁХСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА – ПРОЕКТЫ ФОН БРАУНА

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 110 A)

На блоке Шарджи 1972 года (Michel block № 110) сразу две иллюстрации из книги «История нашего друга Спутника» – на марке изображена трёхступенчатая ракета, а на поле блока – космические корабли над Луной. Рисунки выполнены по проектам фон Брауна.

Блок изготовлен в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press» и выпущен в серии марок, посвящённых полёту «Аполлона-11».

Рисунок из книги второго издания (1960) показан вверху. Такой же рисунок в третьем издании книги, 1963 года. Пояснительная надпись к иллюстрации:

«Профессор Вернер фон Браун уже объяснил, как должна быть построена трехступенчатая ракета, предназначенная не для достижения Луны, а для доставки – в 1700 км от Земли – 30 тонн материала, необходимого для строительства постоянной космической станции. Ожидается, что эта ракета будет весить около 7000 тонн, высотой более 80 метров и максимальным диаметром 20 метров. Она будет оснащена 90 двигателями (51 для первой ступени, 34 для второй ступени и 5 для третьей)».

На первом этапе изготовления марки – допечатной подготовке – сначала сфотографировали рисунок трёхступенчатой ракеты, затем вырезали её из фотографии, отретушировали, добавили голубой фон и надписи. При сравнении рисунка на марке с рисунком из книги хорошо видно, что на марке удлинена и подрисована тень от ракеты. Вверху показано сравнение фрагмента марки с фрагментом книжной иллюстрации: сверху фрагмент страницы, снизу – марки. На марке различима разность оттенков тени от ракеты – тень немного светлее в пририсованной части.

До публикации в книге, это изображение трёхступенчатой ракеты трижды появлялось в еженедельнике «Epoca» – 8 ноября 1952 года (№ 109), 7 августа 1955 (№ 253) и 13 октября 1957 (№ 367). Страницы из еженедельника показаны вверху.

А впервые этот рисунок появился в американском журнале «Collier′s» 22 марта 1952 года. Автор иллюстрации – Рольф Клеп. Страница из журнала показана вверху.

Рисунок на поле блока также позаимствован из книги «История нашего друга Спутника». Вверху показана страница из второго (1960) издания, в третьем издании (1963) этот рисунок тоже есть.

Вверху показано сравнение фрагмента изображения в книге (слева) и на марке (справа). При цветоделении случайно поцарапали плёнку пурпурного цвета. Поэтому при печати в этом месте нет пурпурной краски и царапина хорошо заметна. На марке тоже различима эта царапина. Это означает, что изображение для марки сфотографировано со страницы из книги «История нашего друга Спутника».

За несколько лет до публикации в книге, этот же рисунок космических кораблей над Луной появился в еженедельнике «Epoca». Вверху показана страница из выпуска 7 февраля 1953 года (№ 122). Пояснительная надпись к рисунку:

«За тысячу километров до поверхности Луны космические корабли начинают посадочный маневр, управляемый ракетами. Посадка предусмотрена в районе, который древние астрономы поэтически называли «Sinus Roris», Залив Росы».

Впервые этот рисунок появился в журнале «Collier′s» 18 октября 1952 года, страница показана вверху. Автор рисунка – американский художник Чесли Бонестелл. Пояснительная надпись:

«Посадка на Луну. За десять минут до приземления ракетные двигатели включаются для замедления скоростного падения кораблей, вызванного гравитацией Луны. Транспортные средства маневрируют на высоте 550 миль над зоной посадки, известной как Sinus Roris (Залив Росы) – тёмной равниной над грузовым кораблём в левом нижнем углу».

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 110 B)

Почтовый блок Шарджи выпущен с перфорацией и в беззубцовом вариантах.

При печати тиража для приладки использовалась немелованная бумага, которая отличается от бумаги марок. Вверху показан фрагмент печатного листа на немелованной бумаге. Изображение блока нанесено тремя красками – голубой, пурпурной и жёлтой.

На обороте видно, что этот же лист ещё два раза использовался для приладки – для печати блоков и люкс-блоков.

ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ ЛУННЫЕ КОРАБЛИ ФОН БРАУНА

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1001 A)

Ещё одна марка Шарджи 1972 года (Michel № 1001) с рисунком, позаимствованным из книги «История нашего друга Спутника». Марка выпущена в серии «Исследование планет» и изготовлена ливанской типографией «Imprimerie Yacoub Slim Press».

Рисунок из книги второго издания (1960) показан выше, в третьем издании (1963) местоположение рисунка изменено. Пояснительная надпись:

«Будучи вынужденным ориентироваться в космическом пространстве, где нет сопротивления воздуха, будущие космические корабли не будут нуждаться в аэродинамической форме: они будут похожи на те, что показаны в обычном и поперечном сечении на иллюстрации».

Расположение рисунка на марке такое же, как и в книге, причём на рисунках нет пояснительных надписей.

Этот же рисунок, только с надписями на итальянском языке, появился в еженедельнике «Epoca» 7 февраля 1953 года (№ 122). Пояснение к рисунку:

«Для полёта на Луну будут использоваться два типа космических кораблей: грузовой и пассажирский. Первый с 10 человеками на борту, второй – с 20 человеками. Длина кораблей 50 метров, диаметр 34».

Впервые этот рисунок пассажирского и транспортного кораблей опубликован в журнале «Collier′s» 18 октября 1952 года. На рисунок нанесены надписи на английском языке. Автор иллюстрации – Рольф Клеп.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1001 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 1001)

Марка также выпущена в беззубцовом варианте и в виде люкс-блока.

ЖИЛАЯ ЧАСТЬ ЛУННОГО КОРАБЛЯ ФОН БРАУНА

Подробное устройство жилой части лунного корабля можно увидеть на рисунке американского иллюстратора Фреда Фримена (Fred Freeman). Впервые рисунок появился в журнале «Collier′s» 18 октября 1952 года. Там же размещена статья Вилли Лея «Внутри Лунного Корабля». Статья небольшая, поэтому приведу её полностью:

«На борту лунных кораблей жить тесно, но удобно. Каждый из двух пассажирских транспортных средств вмещает 20 человек на пути к Луне, и 25 на обратном пути (10 человек на грузовом корабле, летевшем в один конец на Луну, разделятся, возвращаясь). Для дополнительной безопасности каждый пассажирский корабль несёт достаточное количество кислорода (три фунта на человека в день), воды (четыре фунта на человека в день) и еды для всей экспедиции.

Верхний этаж пассажирской сферы – это контрольная палуба. В дальнем левом углу инженер следит за топливом, температурой, давлением, кислородом и другими датчиками. Рядом с ним радист поддерживает связь с двумя другими кораблями и космической станцией. В центре член навигационного персонала, используя комбинированную телескоп-небесную камеру, смотрит на звезду. (Когда телескоп не используются, купол закрывается ставнями, чтобы блокировать ослепительный солнечный свет).

Справа от него находится приборная панель ракетного двигателя и внизу автопилот и рулоны ленты, которые управляют двигателями во время посадки. Крайний справа человек – капитан экипажа, привязанный к вращающемуся сиденью, которое позволяет ему наблюдать за главным управлением – как он делает сейчас – или за моторизованными инструментами позади него (для удобства все сиденья – это контурные сиденья; персонал должен быть пристегнут, чтобы не уплыть в невесомости). Пульт управления позволяет капитану управлять ракетными двигателями, а домофон, переключаемый руками, поддерживает связь с остальной частью корабля.

Следующий этаж – это, прежде всего, навигационная палуба, хотя здесь также установлена стойка с губкой (здесь нет душа, потому что вода не будет правильно падать) и дополнительные койки. Рядом с купальней, штурман управляет механическим компьютером. Главный штурман и два помощника работают над счетчиком навигационного счисления – устройством, которое автоматически регистрирует курс космического корабля. Часы на стене показывают прошедшее время с момента отправления, а три экрана справа показывают положение корабля, которое определяется механизмом искусственного горизонта в обсерватории справа.

В центральной и самой большой палубе находятся жилые помещения корабля. Койки расположены на стенах и закреплены на стойках (спящие мужчины – члены дежурной вахты), а зона для приготовления и приёма пищи занимает большую часть площади. В центре находится автоматическая столовая: стол, коротковолновый подогреватель пищи и посудомоечная машина.

Как это работает: «повар» (на заднем плане) взял упакованную, предварительно приготовленную, еду из глубокой заморозки и поместил ее на конвейерную ленту. Еда поступает в коротковолновый нагреватель и помещается в чашку с пружинной крышкой (поэтому он не уплывает). Блюдо фиксируется на одной из двух внешних дорожек конвейера на столе (одна для твердых продуктов, другая для жидкостей), и еда передвигается вдоль щели к людям за столом. Когда человек закончил есть, он сдвигает своё блюдо на третью, или внутреннюю, дорожку, которая переносит посуду в устройство для мытья. Ремни удерживают посетителей на своих местах, что делает ненужными защелкивающиеся ремни. Справа расположен автомат для закусок быстрого питания, он нужен прежде всего для членов экипажа на дежурстве.

На четвертом этаже внизу, или в палубе для хранения вещей, размещены главный электрический распределительный щит, шкафы для хранения и туалет (рядом с лестницей).

Инженерная палуба находится внизу сферы. Под стенами, прямо под потолком, расположены резервуары для воды (слева), желтые кислородные резервуары (в центре), насос подачи воздуха (за большими датчиками) и резервуары для воды, извлеченной из атмосферы корабля. Ниже этого кольца находятся коричневые электрические аккумуляторы и корабельные системы кондиционирования и очистки воды. Канализационные баки находятся под полом.

Инженер в космическом скафандре за пределами воздушного шлюза корабля держит главную линию электропередачи, которая соединяется с энергетическим солнечным зеркалом (на рисунке внизу слева). Он собирается вставить линию в черный распределительный ящик, показанный на подиуме между его ногами, наполовину скрытый башней воздушного шлюза.

Сфера будет домом для путешественников не только во время пятидневного полёта, но и в течение нескольких дней после строительства лунных помещений».

Это очень популярный рисунок, он неоднократно публиковался в книгах и периодике многих стран. Появился он и в еженедельнике «Epoca» – 7 февраля 1953 года (№ 122).

А ещё через несколько лет он появился в книге «История нашего друга Спутника». Вверху показан книжный разворот второго издания (1960). В третьем издании расположение рисунка изменено.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1004 A)

В 1972 году книжная иллюстрация появилась на марке Шарджи 1972 года (Michel № 1004), выпущенной в серии «Исследование планет» и изготовленнной в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press».

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1004 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 1004)

Марки выпущены в зубцовом и беззубцовом вариантах, а также в виде люкс-блоков.

СЕЛЕНОЛОГИЯ

В статьях 1952–1953 годов, опубликованных в журнале «Collier′s», дана масштабная программа космических исследований ближайших лет: тренировки экипажей, разработка космических скафандров и средств спасения, запуск спутника с животными на борту, пилотируемые экспедиции на Луну и Марс, космические орбитальные станции.

Статьи проиллюстрированы реалистическими рисунками недалёкого будущего. На одном из них астронавты проводят исследования на Луне. Впервые рисунок появился в журнале «Collier′s» 25 октября 1952 года, страница из журнала показана вверху. Автор рисунка Рольф Клеп. Пояснительная надпись в журнале:

«Выполнение лунных землетрясений. Запускаются ракеты со взрывными боеголовками, и ученые проверяют вибрационные волны, вызванные удалённым взрывом, чтобы определить внутренний состав Луны. Сейсмограф на переднем плане управляется нажатием кнопки, а геодезический инструмент слева имеет чашевидный головную часть для размещения ручных крюков и шлемов участников экспедиции».

Через несколько месяцев, 4 февраля 1953 года, рисунок появился в еженедельнике «Epoca». Вверху показана страница с иллюстраций Рольфа Клепа.

В книге «История нашего друга Спутника» иллюстрация расположена на развороте двух страниц, вверху показано второе издание (1960). В третьем издании (1963) иллюстрация тоже размещена на развороте. К сожалению, печатники не выдержали технологических требований, поэтому хорошо заметна разнооттеночность на разных страницах.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 991 A)

В 1972 году изображение из книги появилось на марке Шарджи (Michel № 991), посвящённой полёту «Аполлона-17». Создатели марки обрезали рисунок из книги, оставив только часть с правой страницы. Этим они облегчили себе работу – при таком кадрировании не нужно ретушировать стык страниц и исправлять книжную разнооттеночность.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 991 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 991)

Марки изготовлены в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press» и традиционно выпущены в зубцовом и беззубцовом варианте, а также в виде люкс-блока.

ТРЕНИРОВКА НА ЦЕНТРИФУГЕ

7 марта 1953 года в журнале «Collier′s» появилась очередная статья о будущем освоении космоса. Она называется «Испытание мужчин: Выживание человека в космосе». Подробно о ней я написал в своей статье «Мужская работа»:

zubakin_51.htm

В статье из «Collier′s» много интересных иллюстраций. На одной из них показана тренировка будущих астронавтов на центрифуге. Рисунок выполнил Фред Фримен. Пояснение в журнале:

«В кабине быстро вращающейся центрифуги экипаж испытывает невероятную нагрузку, подобную ускорению ракеты. Сила воздействия равна девяти весам человека, или девяти g. Инструктор сообщает задачи, требующие групповых действий; экипаж отвечает, нажимая пальцами на кнопки подлокотника».

14 января 1953 года перевод статьи на итальянском языке появился в еженедельнике «Epoca». Вверху показана страница этого выпуска с иллюстрацией Фримена.

В книге «История нашего друга Спутника» эта же самая иллюстрация размещена на двух страницах. Вверху показано второе издание (1960), в третьем издании книги (1963) расположение рисунка такое же – на двух страницах.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 988 A)

В 1972 году изображение из книги появилось на марке Шарджи (Michel № 988), посвящённой полёту «Аполлона–17».

Вверху показано сравнение фрагмента изображения из книги «История нашего друга Спутника» (слева) и фрагмента марки Шарджи (справа). На марке хорошо виден стык страниц и небольшое несовмещение изображения на страницах – именно поэтому стрелка прибора на марке выглядит изогнутой.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 988 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 988)

Марки изготовлены в типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press» и выпущены в зубцовом и беззубцовом варианте, а также в виде люкс-блока.

СФЕРИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР

Вверху показана ещё одна иллюстрация из статьи «Испытание мужчин: Выживание человека в космосе» (Collier′s. – 1953. – 7 March). Автор рисунка Рольф Клеп. Описание:

«Ученики-штурманы будут использовать этот тренажер – три концентрических шара, которые могут двигаться для имитации космического полета. Стажер сидит в центре сферы, осматривает звёзды и землю, которые проецируются на внутреннюю сферу. Загородка скрывает изображение снимка, снятого на земле, от проецируемого изображения вверху».

14 января 1953 года рисунок появился в еженедельнике «Epoca». Вверху показана страница этого выпуска.

Художники не только тщательно перерисовывали рисунки-оригиналы, но и творчески их перерабатывали. Поэтому через пять лет, 19 января 1958 года, в «Epoca» появился существенно изменённый рисунок сферического тренажёра. Мне не удалось выяснить, кто выполнил этот рисунок – на нём нет подписи художника и нет упоминаний в тексте.

Этот изменённый рисунок позднее напечатан в книге «История нашего друга Спутника». Вверху показан книжный разворот второго издания (1960), в третьем издании рисунок такой же.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 992 A)

В 1972 году рисунок из книги появился на марке Шарджи (Michel № 992), посвящённой полёту «Аполлона–17».

Шарджа, 1972 год

(Michel № 992 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 992)

Марки изготовлены в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press», выпущены в зубцовом и беззубцовом варианте, а также в виде люкс-блока.

ТРЕНИРОВКА В ГЕРМЕТИЧНОЙ КАМЕРЕ

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 115 A)

Ещё один блок Шарджи 1972 года (Michel block № 115) – на поле изображение герметичной кабины, где будущий экипаж космического корабля привыкает к жизни в космических условиях, а на марке блока – первый американский искусственный спутник «Авагард–1», запущенный 17 марта 1958 года. Блок изготовлен в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press» и выпущен в серии марок «Исследование планет».

Рисунки блока позаимствованы из третьего издания (1963 год) книги «История нашего друга Спутника». Вверху показаны страницы второго издания (1960) – в третьем издании рисунок «Авангарда–1» расположен на страницах немного иначе. Автор рисунка – итальянский художник Луиджи Гаронзи.

За несколько лет до появления книги, этот рисунок был напечатан 14 января 1953 года в еженедельнике «Epoca». Вверху показана страница этого выпуска. После публикации в еженедельнике, рисунок несколько лет находился в архиве издательства «Mondadori», и уже оттуда попал в книгу.

Известна первая публикация рисунка герметичной кабины – это ещё одна иллюстрация из статьи «Испытание мужчин: Выживание человека в космосе» (Collier′s. – 1953. – 7 March). Автор рисунка Фред Фримен. Описание:

«В этой герметичной кабине экипаж будущего космического корабля привыкает к обычной жизни в космических условиях. Снаружи технические специалисты контролируют различные реакции стажёров. Из испытуемых будут выбраны первые смелые добровольцы, у которых будет задача и честь встретить великое приключение».

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 115 B)

Блок Шарджи также выпущен в беззубцовом варианте.

При печати тиража, для приладки использовалась немелованная бумага. Вверху показан оттиск из приладки – нанесены голубая, пурпурная и жёлтая краска.

На оборотной стороне приладки два оттиска синей краски. Хорошо различим оттиск изображения блока и оттиск двух люкс-блоков.

Также известен комплект шкальных оттисков этого блока, с их помощью можно определить последовательность нанесения красок при печати.

При печати блоков, голубая краска наносилась первой.

Вторая краска – жёлтая.

Третья краска – пурпурная.

Вверху показан оттиск с тремя нанесёнными красками – голубой, жёлтой и пурпурной.

Четвёртая краска – чёрная. И тут сразу видно, что здесь ошибка. Приглядитесь внимательно к чёрным надписям в верхнем левом и верхнем правом углах марки блока, где указан номинал в 2,50 риала: под ними белая надпись, на которой указан номинал 1 риал.

На оттиске всеми четырьмя красками эта ошибочная надпись почти не видна.

Шкальные оттиски выполнены на той же бумаге, что и блоки в тираже, только они без клея.

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ РОМИКА И КОРАБЛИ ФОН БРАУНА

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1002 A)

На одной из марок Шарджи 1972 года (Michel № 1002), выпущенной в серии «Исследование планет», изображён проект «города в небе» американского инженера Даррелла Ромика и космические корабли фон Брауна, доставившие на орбиту материалы для космической станции. Подробно о проекте Ромика я написал в статье «Город в небе» Ромика, Сфера Бернала, Цилиндры О′Нейла, Стэнфордский Тор и другие»:

zubakin_24.htm

Рисунок марки полностью соответствует рисунку в третьем издании книги «Наш друг Спутник» 1963 года. Вверху показан фрагмент страницы из этой книги. Пояснение под рисунком:

«Еще более гигантский проект космической станции, чем фон Брауна, был задуман американцем Ромиком. Это был бы настоящий и правильный цилиндрический «космический город», длиной 900 метров и диаметром 300 метров, с колесом на конце (для «искусственной» гравитации, так сказать) диаметром 1500 метров, способным вместить 20000 человек. Эта станция будет построена через несколько лет с использованием последних ступеней запускаемых ракет. Не ясно, что 20000 человек будут там делать; однако это – по крайней мере в настоящее время – чистая фантазия».

Во втором издании книги (1960) этого рисунка нет, но есть другой рисунок, который, как оказалось, является частью полного рисунка со станцией Ромика. Страница из второго издания показана вверху. На рисунке изображены корабли (последние ступени ракеты) фон Брауна, «космическое такси» около одного из аппаратов. В верхнее части рисунка виден лунный корабль, станция-телескоп и ещё один корабль фон Брауна, которому наращивают крылья.

Оказалось, что за несколько лет до книжных публикаций, 19 января 1958 года, в еженедельнике «Epoca» напечатан полный рисунок со станцией Ромика. Автор рисунка Луиджи Гаронзи. Пояснение к иллюстрации:

«Станция Ромика должно быть колоссальным вращающимся зданием в космосе, больше двух небоскребов «Эмпайр Стейт Билдинг», соединенных со зданием американского Пентагона. Предполагается, что космическая станция такого типа будет построена с использованием последней ступени грузовых ракет и сможет разместить двадцать тысяч человек. На внешней поверхности будут установлены регулируемые «затворные» окна, чтобы при необходимости поглощать или излучать солнечную энергию».

Если сравнить иллюстрации в книгах и в еженедельнике, то видно, что в книге 1960 года напечатана левая часть рисунка, без станции Ромика. Возможно, это другой, очень похожий рисунок Гаронзи, без станции Ромика.

В книге 1963 года напечатана правая часть полного рисунка Гаронзи, причём она перевёрнута. Получается, что на марке Шарджи также перевёрнутое изображение рисунка Гаронзи.

Гаронзи выполнил рисунок по мотивам иллюстрации американского художника Рэя Пиоча (Ray Pioch). Впервые рисунок Пиоча появился в 1956 году, в майском номере журнала «Popular Science».

Рисунок стал очень популярным и много раз появлялся в книгах и периодических изданиях. Вверху показана обложка журнала фантастики «Satellite: The best in science fiction» (1959, № 3).

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1002 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 1002)

Марки изготовлены в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press», выпущены в зубцовом и беззубцовом варианте, а также в виде люкс-блока.

Интересно, что рисунок Гаронзи в свою очередь переосмыслил итальянский иллюстратор Джаннини (Giannini) в книге Рене Гийо «Космос» (Rene Guillot. L′espace: Encyclopedie en couleurs / Ill. de Giannini. – Hachette, 1962).

Экваториальная Гвинея, 1973 год

(Michel block № 57)

В свою очередь, по мотивам иллюстрации Джаннини выполнен рисунок для блока Экваториальной Гвинеи 1973 года (Michel block № 57), выпущенном в серии «Завоевание Венеры». Блок изготовлен в швейцарской типографии «Imprimerie Hostettler S. A.»

Получилась длинная цепочка заимствований: создатель рисунка блока Экваториальной Гвинеи творчески переосмыслил рисунок Джаннини, который творчески переосмыслил работу Гаронзи, который творчески переработал иллюстрацию Пиоча. Вверху показан рисунок Рэя Пиоча – сравните его с рисунком блока Экваториальной Гвинеи.

«ЛУНА–2»

Во втором издании книги «История нашего друга Спутника» напечатан рисунок советского космического аппарата «Луна–2», который 13 сентября 1959 года достиг поверхности Луны. Иллюстрация размещена на двух страницах книги. Автор рисунка – итальянский художник Марио де Антона (Mario d′Antona).

В третьем издании книги, 1963 года, этот рисунок также размещён на двух страницах, но стык страниц сдвинут влево.

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 113 B)

В 1972 году в Шардже выпущен почтовый блок (Michel block № 113), посвящённый лунной экспедиции «Аполлон–17». На поле блока воспроизведён рисунок из книги 1963 года.

Выглядит блок ужасно: царапины на форме голубой краски, плохое сведение красок, особенно заметное на надписях, явно различим стык страниц на рисунке, отчего блок кажется мятым. Отвратительная полиграфия, характеризующая качество ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press».

Блоки традиционно выпущены с перфорацией, и без зубцов.

«PIONIER IV»

15 марта 1959 года в еженедельнике «Epoca» появилась фотография модели американского космического аппарата «Pioneer–4». Там же дано пояснение:

«Реалистичная фотография, даже если она сделана с помощью модели, золотого конуса «Pioneer IV», проходящего мимо Луны (фактически на расстоянии 59000 км), и оставляющего Землю на заднем плане».

Через четыре года эта же фотография была напечатана в третьем издании «Истории нашего друга Спутника».

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1000 A)

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1000 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 1000)

В 1972 году в Шардже выпущена марка (Michel № 1000) с рисунком из книги. Марки плохого полиграфического качества, изготовлены в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press», выпущены в зубцовом и беззубцовом варианте, а также в виде люкс-блока.

В работе над статьёй использованы материалы электронных библиотек и журналов:

1) Страницы журнала «Collier′s» 1952–1953 годов публикуются по репринтному изданию: Horizons: The Newsletter of AIAA Houston Section The American Institute of Aeronautics and Astronautics:

http://www.aiaahouston.org/newsletter/

2) Страницы еженедельника «Epoca» публикуются из библиотеки:

https://www.petitesondes.net/

3) Страницы третьего издания книги «Il nostro amico Satellite»:

http://dreamsofspace.blogspot.com/



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001