Е. Войскунский
«ФАЭТОН»
Роман-предостережение
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Е. Войскунский, 1984
Литературная газета.- 1984.- 4 янв.- ( 1 (4963)).- С. 12.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Все эти и другие прогнозы могут осуществиться лишь в том случае, если человечеству удастся избежать ядерной войны. О гибельности ее последствий, равно как еще об одной угрозе - угрозе "технизированной бездуховности", которую несет с собой капитализм, - также предупреждают в своих произведениях писатели-фантасты.
В новом фантастическом романс Михаила Чернолусского "Фаэтон" (издательство "Молодая гвардия") пятерых землян заносит в некое "сопредельное" пространство, в Пустыню, и начинается их полное приключении странствие в вымышленном, незнакомом мире. Волею обстоятельств они становятся пленниками Пустыни, а вернее - ее владельцев, фаэтов, населяющих город Желтый Дьявол.
Фаэты? Ну да, вы знаете эту легенду, придуманную фантастами: дескать, была в Солнечной системе планета Фаэтон, на ней возникла жизнь раньше, чем на Земле, цивилизация достигла высокого уровня, но с атомной энергией фаэты не управились, пустили в ход ядерное оружие и разнесли планету в клочья (каковые, именуемые астероидами, с тех пор и крутятся между Марсом и Юпитером). Легенда эта, скажем так, имеет право на существование как грозное предостережание для человечества. Особенно актуальное сегодня. Именно в этом качестве принимает ее и Михаил Чернолусский. В его "Фаэтоне" часть фаэтов после катастрофы уцелела, переселилась на некий материк, "пространственно сопряженный" с нашей Землей, - ну что ж, фантастику подобными событиями не удивишь, и не такое бывало.
Для чего понадобились автору это "сопряженное пространство" и его обитатели? - вот вопрос.
Желтый Дьявол, куда попадают герои романа, в сущности, представляет собой большой современный капиталистический город (горьковское название говорит само за себя), противоречия которого доведены до крайности. На каждом шагу наши герои сталкиваются с чудесами техники, но вскоре убеждаются, что они не принесли людям счастья. Вездесущие, все умеющие машины отучили их думать. В городе орудуют мощные банды. И сама природа покинула Желтый Дьявол: почва под ногами фаэтов мертвеет, превращается в асфальт. Не растут деревья, их приходится выращивать в специальных трубах. Дети играют в искусственном песке. Вот это, пожалуй, страшнее всего: болезненные, недоразвитые дети. Они как бы символизируют страну, лишенную будущего.
Герои романа исполнены сочувствия, они искренне хотят помочь людям, лишенным радости общения с природой. Все напрасно. Слишком далеко ушло от земли, от природы это чудовищно технизированное сообщество, живущее по законам "цивилизованного варварства". Доброте и отзывчивости, увы, здесь уже нечего делать.
|