В. Вишняков
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОНТАКТ?
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© В. Вишняков, 1989
Советская торговля (М.).- 1989.- 4 нояб.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Польский фантаст и философ С. Лем часто использует весьма своеобразный жанр - рецензию на... несуществующее произведение. А наши авторы?
А. СОБОЛЕВ.
Воронеж.
ЖАНР этой книги * тяготеет к фантастике и политическому детективу, ее фабула стремительна и отчетлива, как удар клинка, но сквозь прозрачную ясность изложения видятся прихотливые конструкции второго, а, быть может, сотого планов.
Не перевернута и первая страница, а читатель уже ввергнут в инфернальный поток Большой Телевизионной Игры, где рушатся башни и дворцы, скрученным листом взлетает в небо Бруклинский мост, а кипящие воды Рейна устремляются в разломы земной коры... И вот уже на миллионах телеэкранов диктор в черном медленно снимет блестящий цилиндр - с цивилизацией покончено.
Да, это пока лишь Игра, затеянная транснациональным консорциумом компьютерных и телевизионных компании... В бездонную машинную память заложили военные доктрины стран, информацию об их экономических потенциалах, политике, дипломатии, все - вплоть до анекдотов... И когда сработал один из сотни возможных старт-запалов, чудовищные электронные мозги выплюнули на экраны пути армий, направления ракетных ударов, а на табло зелеными чертями заскакали семизначные числа вероятностных мертвецов.
В часы передач города заливала тяжкая тишина, и мир, скованный непереносимым ужасом, взирал на экраны глазами загипнотизированного кролика.
И ритм, и обертоны повествования вдруг разительно меняются, словно из темных ножен выхватили сверкающее лезвие. По странам и континентам проносится цунами самоубийств, звенят разбитые стекла военных министерств и казарм, а линии пластиковых полицейских щитов рвутся, как гнилые нити... Кованый шаг ночных патрулей, гусеничный лязг но древним мостовым - звуки последней ночи нашего детства.
А перед рассветом над мачтами и антеннами военных кораблей заплясали голубые электрические, огни, они садились на стальную щетину солдатских штыков, вились над люками ракетных шахт, журавлиными клиньями проносились к орбитам боевых спутников...
Лавируя между Сциллой пересказа и Харибдой анализа, рецензент вынужден отдать предпочтение первому: книгу практически невозможно достать, неизвестно даже местонахождение издательства "Гермес". А "Хроники" между тем входят в свою последнюю треть, где подлинный смысл зашифрован тщательнее и темнее, чем в "Улиссе" или "Имя Розы". Мысль здесь скорее ощущается, чем прочитывается, а геометрия композиции и странная разбивка строк еще ждут своего толкователя.
Но что же наши "огни св. Эльма"? Едва они погасли, из казенников и патронников потекла липкая, зловонная жидкость, и... все орудия смерти стали хламом.
Вмешательство инопланетян? Божественная воля? Ни малейшего намека! Похоже,. что библейская заповедь "не сотвори себе кумира" автору ближе остальных девяти.
Нет, речь скорее о земной - даже атмосферной цивилизации - жизни на электромагнитной основе, где пресловутые "летающие тарелки" - высшая форма осмыслившей себя энергии, а взбалмошные шаровые молнии - нечто вроде птиц или собак. К ироническом диалоге автора с пьяным философом, например, мелькает забавная мысль, будто полярные сияния - лишь отблески цветомузыкальных игрищ "электромагнитной" молодежи, а всякие там "барабашки" - ординарное хулиганье.
Надобно учесть и то, что трижды - правда, в весьма причудливом контексте - упоминается имя Вернадского. Быть может, имеется в виду материальное воплощение нашей общей ноосферы? Сформированный ею механизм защиты обеих цивилизаций?
Повторяю, многие места "Хроник" еще ждут своего толкователя, но мысль о том, что человечеству пора избавиться от испачканных детских штанишек - пусть даже с генеральскими лампасами - выражена достаточно отчетливо.
* * *
Странная книга... То она на полке, то на столе, вчера прочитал в ней одно, а нынче будто совсем про другое... Л разгадка бродит где-то рядом, за серым туманом строк, и никак не дается в руки.
Впрочем, это свойстве всех хороших книг.
*. БЛИЦ Н. "Хроника молниеносной войны". Гермес. 1989.
|