Владимир Соколенко
ВЕТЕР БОГОВ И МУЖЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© В. Соколенко, 1986
Заря молодежи (Саратов). - 1986. - 5 июля. - С. 9.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006 |
ТВОРЧЕСТВО Аркадия и Бориса Стругацких несет на себе, по, крайней мере, одну из печатей подлинного таланта: оно меняется со временем, чутко откликаясь на запросы общества. В 60-е годы, когда наша фантастика осваивала «описываемое будущее», Стругацкие внесли свой вклад а создание впечатляющих полотен прекрасной действительности будущего. Конец шестидесятых был отмечен напряженным раздумьем о соотношении написанного и сделанного, будущего и настоящего, идеала и реальности. Обратите как-нибудь внимание на хронологический порядок пьес Шекспира: вначале – легкие, блистательные комедии, в конце творчества – трагедии. Это – общий принцип, в чем-то применимый к творчеству Стругацких. И мы никогда не поймем трилогии, которую завершает повесть «Волны гасят ветер», если не обратим внимание, что первая часть («Обитаемый остров») принадлежит скорее первому периоду.
|
Рисунок Александра Горбушко. |
Последние же две части написаны авторами, уже прошедшими школу столкновения мечты с жизнью, замыслов – с сопротивлением «житейского материала». И писательская эволюция Стругацких в этом смысле созвучна общему потоку нашей литературы. Если в реалистической литературе давно шел процесс противодействия лакировке действительности, разрушения надуманных схем, процесс осознания всей конфликтной противоречивости жизни и самого человека, то могла ли фантастика оставаться от него в стороне?
Если бы рядом с лучшими образцами нашей реалистической прозы и гуманистической поэзии стояла фантастика, рисующая конфетную картинку розово-голубого будущего, – такая фантастика не имела бы права не существование. И вот 70-е годы знаменуют собой процесс перехода к «фантастическому реализму», к изображению будущего во всей его вообразимой сегодня сложности. Всякая другая фантастика есть в лучшем случае гимнастика ума, в худшем же – форма бегства от реальных проблем и – что еще хуже – увод за собой читателя в волшебную страну молочных рек и кисельных берегов (то есть глайдеров, синтезаторов и прочих технических чудес). «Розово-голубая» фантастика вызывает лишь тоскливое озлобление против реальной жизни, где вместо бесшумного глайдера тебя везет обычный трамвай, а вместо изящного умственного парения восемь рабочих часов в день занимаешься «фигурой цапф большого пассажного инструмента». Тем хуже для настоящего? Нет, тем хуже для такого будущего!
А вот Аркадий и Борис Стругацкие показывают нам будущее, чреватое разнообразными проблемами, конфликтами, издержками секретности, даже жертвами. Непривычно? Да, безусловно. Сомнительно, как полагают излишне рьяные ревнители «светлого будущего»? Да позвольте! Масштаб, общественное и человеческое содержание, глубина трагедий, вспыхивающих в непредставимой для нас сложности этого титанического общества требуют особенно внимательного и чуткого контроля. Чем общество сложнее, тем больший ущерб ему могут нанести субъективные ошибки и объективные трудности, тем больше ответственность каждого человека, тем чаще приходится напоминать об этой ответственности. И здесь только два варианта: либо стальная самодисциплина у всех и каждого (так построено общество у Ефремова), либо развитые механизмы общественного контроля, что мы и видим в повести Стругацких.
Завязка повести такова. В различных местах Земли и вне Земли происходят странные случаи. Происходит нечто, не объяснимое существующими законами, таинственное и непонятное. Когда что-то подобное (те же «Неопознанные Летающие Объекты») случается в нашей жизни, то первое, что нам приходит в голову (и справедливо) – что это, скорее всего, явление природы. Но цивилизация, описанная в повести Стругацких, активно вмешивающаяся в чужие дела, та цивилизация, которая засылает на чужие планеты «прогрессоров» (разумеется, с самыми лучшими побуждениями), такая цивилизация должна постоянно ждать, что она сема может оказаться объектом вмешательства. Стругацкие во многих своих произведениях глубоко исследуют эту проблему («Трудно быть богом», «Парень из преисподней») и аргументировано доказывают нам, что человек не может не вмешиваться, пока он человек, он не может проходить мимо чужих страданий – таковы уж мы, тысячелетняя история человечества навсегда «ранила» нас потребностью как-то ускорить, облегчить родовые муки создания справедливого общества. И в этом, ставшем воистину космическим, неравнодушии человека – самый великий его подвиг и самая большая его трагедия. Именно в этом и заключается «синдром Сикорски» (названный по имени героя повести «Жук в муравейнике») – вечная неуспокоенность и неуверенность в праве на собственное вмешательство, и вечная тревога – будет ли достаточно осторожным и человечным вмешательство извне в дела Земли. Человек Земли – гордый, честный и мудрый, он считает, что заслужил право сам решать свою судьбу, и никогда не уверится до конца в праве приходить к кому-либо снисходительным богом. Поэтому, когда молодой сотрудник Комиссии по контролю (КОМКОНа–2) Тойво Глумов обнаруживает взаимосвязь и закономерность в таинственных событиях, чувствует за ними чью-то волю и силу, то вопрос «Кто?» становится главным вопросом всей его жизни. Обратите внимание: все активные участники событий в трилогии сами были «прогрессорами», то есть прошли школу вмешательства. Так создается та раздвоенность характера, тот психологизм, который мы находим в классике и который – увы! – столь безуспешно мы ищем в основном потоке фантастики.
Когда не остается сомнений, что действует не «что-то», а «кто-то», сила разумная, превосходящая возможности человека, тогда возникает этот трагический вопрос «Кто?», который и делает Тойво Глумова фанатиком идеи, неким совершенным механизмом сыска, и который навсегда отрывает его от людей.
Положение Максима Каммерера, руководителя КОМКОНа–2, шефа Тойво, осложняется вековой мудростью и жизненным опытом; волей авторов он пережил множество подобных проблем и знает, или, если хотите, «чует нутром» – что-то здесь не то. Во-первых, слишком логичная получается схема: агрессия на Землю легендарных «Странников», и все человечество в едином строю... Роман. Жизнь не любит подобной простоты. Во-вторых, ищи человека, если хочешь найти бога. Проблемы небесные всегда решаются на Земле. За неизвестным не нужно далеко ходить, оно «запускает щупальцы» сюда, здесь, сейчас. И Стругацкие показывают нам еще одну коллизию: мужество человека, который находит в себе силы не делать ничего. Как это иногда трудно – не делать ничего, и как это иногда нужно! Ждать развития событий, чуть заметно подправлять их и, зная, что придет и твой час, понимать: какие понадобятся действия – предвидеть нельзя. О, мудрость старости, для которой трагедии ожиданны, жертвы предвидимы, потери привычны, а некролог – жанр автобиографический! И даже правота старости – правота трагическая, правда всегда обходилась человечеству дорого. Максим Каммерер оказывается прав, но за свою правоту он расплачивается потерей близких.
Да, все эти фантастические события – дело рук людей. Людей, переставших быть людьми. Людей, шагнувших в своем развитии дальше человека, но... А что значит «дальше»? Ведь, когда мы говорим о человеке: «Он опередил свое время», мы имеем в виду – он раньше других стал таким, какими потом стали все. Но все никогда не станут такими, как эти новые сверхчеловеки: к такому изменению способны лишь немногие, «сверхлюдьми» может стать лишь ничтожный процент человечества (собственно, именно для того, чтобы выделить этот процент «сверхлюди» и создавали странные ситуации). Шаг вперед по пути познания перестает быть шагом вперед и становится шагом куда-то в сторону. С людьми этим существам скучно, на Земле им делать нечего, вообще никаких интересов, пересекающихся с интересами людей, у них нет. И они постепенно уходят в космос, в другое время, другое пространство – неважно. Они – странники, не имеющие отныне ни родины, ни близких...
«Странники»? Да, вполне возможно, что великая проблема «Странников», наконец, решена. Решена, как всегда, неожиданно: «Странники», быть может, – как раз боковые ветви могуче разросшегося древа развития человечества. Каких горних высот коснется его большой ствол? Кто знает... А ведь старая мысль, особенно близкая нашему обществу, о которой не грех лишний раз напомнить «аристократии духа», «аристократии кошелька», и прочим старым и новым аристократиям: либо меняются все, либо никто. Стать лучше за чужой счет не удастся никому. Другого пути у человечества нет, и это справедливо.
... Говорят: кризис фантастики. Переломные явления в культуре всегда отражают переломные явления в обществе. И пусть для нас будет глубоко симптоматично, что фантастике поворачивается от сладких сказок к миру образов, которые не подменяет реальности, а помогает понять ее. Чему учит нас общество, созванное в произведениях Стругацких? Прежде всего тому, что техническая мощь и грандиозные возможности ведут к грандиозным сложностям. Что человеку никогда не будет легче – человеку может быть только сложнее, но интереснее. Что если не подумаешь сам – за тебя подумают другие, и тебе придется сталкиваться в жизни не со своим, а с чужим. Что будущее вырастает из настоящего, и в будущем мы неожиданно можем столкнуться с последствиями того, что сделано нами сейчас. И еще один урок нам. Как-то писатель Даниил Данин сказал о великих физиках: «Они знали трудности титанические, но не знали трудностей идиотических». И мы должны упорно работать и достойно жить, чтобы изжить все наше несовершенство, все то, что уродует нас, мешает нам жить, и в зависимости от того, насколько нам это удается, настолько достойными звания человека будем мы сами.
Один из героев Стругацких говорил: «Сказали мне, что эта дорога меня ведет к океану смерти. И, дрогнув, повернул я обратно. С тех пор все тянутся передо мной глухие, кривые, окольные тропы...»
Общество, которое рисуют Стругацкие, всегда – нам в пример – идет большими дорогами.
Владимир СОКОЛЕНКО,
преподаватель философии.
|