А. Казанцев
И ТАЙНА БУДУЩИХ ВРЕМЕН
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© А. Казанцев, 1980
??? (1980).
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Недавно издательстве "Молодая гвардия" выпустило научно-фантастический роман Владимира Щербакова "Семь стихий", посвященный будущему Сибири и Дальнего Востока. В предисловии к роману известный советский писатель Александр Казанцев размышляет о путях развития жанра НФ, столь популярного среди молодежи.
...Воображение, поднявшееся до фантазии, привлекает к себе не только детей или юношество, оно свойственно творческим натурам, прежде всего ученым. Недаром В. И. Ленин говорил, что "без фантазии нет науки".
Прогнозы и предвидения фантастов порой сбываются благодаря правильному пониманию тенденций развития науки и техники, а отнюдь не случайно, как угодливо вещают кое-какие критики от фантастики. Часто за критику художественной литературы берутся те, кому хочется утвердить лишь то направление, в котором работают они сами или их друзья, хотя иной раз оно приходится по вкусу нашим врагам, бессовестно использующим советские ненапечатанные или напечатанные произведения, снабдив их такими комментариями, которые позволили не столько вскрыть потаенные мысли авторов, сколько приписать их им; некоторые из таких критиков даже переходят в стан врагов социализма, как это сделал "критик" от научной фантастики Р. Нудельман, не только эмигрировавший, но и поступивший на службу в ЦРУ, беснуясь теперь перед микрофоном шпионской радиостанции "Свобода" (о чем дважды писали в "Известиях": в № 275 за 1976 год - "Формула предательства", и в № 47 за 1977 год - "Контора господина Шиманского").
На мой взгляд, жанры в фантастике могут быть разными, и любой из них для нас хорош, если он служит созидательной цели, которой занято наше общество зрелого социализма, если книга приоткрывает горизонты нашего грядущего коммунистического общества, а не сеет безысходность в сердцах читателей, пугая их картинами погибших цивилизаций, что якобы уготовано нашим потомкам, или не поднимается выше пустоцветной спекуляции на популярном жанре, ничего не говоря ни уму, ни сердцу и никуда не зовя своих читателей.
В этом плане отнюдь не поблекли многими поколениями любимые классические произведения Жюля Верна, Герберта Уэллса и старых русских фантастов, хотя кое-кто из "новаторов" уже замахивался на них, провозглашал "устаревшими" по примеру абстракционистов всех мастей, кричащих всегда, что искусство якобы начинается только с них. Однако не "новаторство" может служить высшей мерой качества произведения, а тот след, который оно оставляет я душе читателя.
Пусть существуют и повести-сказки, и романы-размышления, и произведения научной фантастики, полные действия, когда характеры героев раскрываются в их поступках, в приключениях.
В этом яркоцветном спектре фантастических произведений роман Владимира Щербакова "Семь стихий" занимает свое место, несколько отличаясь от традиционного романа.
Это, пожалуй, поэтический роман-мечта. В лирическое повествование вторгается действие, закручивающее главного героя Глеба, журналиста, в прошлом физика, в вихре событий. Но главное в атом романе - та поэтическая линза, через которую герой воспринимает жизнь, полную романтики ч исканий. Глеб живет в мире, отделенном от нас примерно двумя столетиями и узнаваемом читателем не столько по техническим признакам: роботам, личным летательным аппаратам - элям или террапланам, сколько по любовному отношению людей к природе, которую они истово охраняют, стремясь к слиянию с нею.
Роман, бесспорно, научно-фантастичен, несмотря на некоторую "сказочность" ситуаций; он появился на вершине тех гипотез и исканий, которые характерны для нашего времени, гипотез и исканий научных, хотя и дерзких, неожиданных. Так пусть же читатель, открывая эту книгу, погрузится в стремнину, в глубинах которой найдет и мечту, и мысли, и тайну будущих времен.
|