Евгений Харитонов
НЕНОВА НИНА
|
НЕНОВА Нина Формула счастья
Москва: ОЛМА-Пресс, 2000. - 416 с. Пер. с болг. Т. Воздвиженской. - (Серия "Иные миры"). 7 000 экз.
НЕНОВА Нина Контакты с утопленником
Москва: ОЛМА-Пресс, 2001. - 447 с. Пер. с болг. М. Тарасовой и Э. Мезенцевой. - (Серия "Иные миры"). 7 000 экз.
Современный литературно-фантастический процесс в странах Восточной Европы - явление для российских читателей (да, пожалуй, и большинства критиков) малоизвестное. С распадом соцлагеря как-то вдруг оборвались и некогда прочные культурные связи. Новые авторы, книги, направления фантастики Чехии, Венгрии или Болгарии - нам неведомы.
Издательство "ОЛМА-Пресс", конечно же, изрядно рисковало, запуская без предварительной рекламы сразу два романа абсолютно не известного в России болгарского автора. Судя по тому, что книги Нины Неновой неплохо продаются, риск был оправдан.
Н. Ненова - представитель нового поколения болгарских фантастов, пришедших в литературу на рубеже 1980-1990-х. Дебютировав в 1988 году с рассказом "твердой" НФ "Космические корабли" на страницах первого болгарского НФ-журнала "ФЕП: Фантастика, евристика, прогностика", она с тех пор опубликовала ряд рассказов, в основном в жанровой периодике - журналах "Фантастика" и "Фантастични истории". Но в 1999 году в одном из софийских издательств вышло сразу четыре книги фантастической прозы писательницы, две из которых и переведены на русский язык.
Тематика и жанр "Формулы счастья" и "Контактов с утопленником" противоположны. В первом случае - твердая НФ, во втором - мистический триллер. Общее - интонация повествования, авторская стилистика. Ненова пишет по-болгарски сочно, выпукло, прописывая пространство сюжета до мельчайших нюансов. Детальность в описании, неспешность повествования - генетические свойства болгарской прозы.
"Формула счастья" (вопреки заявленной на титуле дате, книга поступила в продажу только в 2001 году) - философский роман о Контакте. Уж как мечтали люди о братьях по разуму, мало думая о последствиях! Для человечества долгожданный Контакт обернулся сильным психологическим потрясением - превосходство негуманоидной расы юсов породило в людях комплекс неполноценности. Человечество оказалось на пороге кризиса, морального и психического срыва, что в итоге спровоцировало ненависть и агрессию по отношению к залетным благодетелям. Нечасто в НФ последних лет встречаешь действительно умное, глубокое произведение о Контакте с иной цивилизацией. Роман Неновой, не столько перекликающийся с "Концом детства" А. Кларка, сколько полемизирующий с ним, из этого малого числа.
Совсем иная фантастика в "Контактах с утопленником". Она проявляется постепенно, какое-то время угадываясь лишь в атмосфере загадочности, нервного напряжения, царящего в древнем имении, где собрались странные люди и куда попадает главная героиня. Здесь нет инопланетян, здесь - древний родовой замок, старинная пиратская легенда, проклятие. Но было бы ошибкой отнести книгу к жанру фэнтези. "Контакты с утопленником" - мастерская реставрация традиций готического романа XIX века, перенесенного в современный мир. Роман балансирует на тонкой грани между мистической фантастикой и философско-бытовой прозой. Вообще, одной из отличительный черт болгарской фантастики (и прозы Неновой в том числе) является полнейшее пренебрежение жанровой чистоты. Фантастику и литературу вообще они обычно рассматривают как нечто неразрывное. И это отчетливо подтверждают романы Нины Неновой.
Рецензент намеренно не коснулся содержания книг. Пересказывать детективный сюжет (а он присутствует в обоих романах) - последнее дело. Скажем одно: любители качественной литературной фантастики не пожалеют о потраченных деньгах.
|