Т. Харламов
В БИТВЕ ЗА БУДУЩЕЕ
Заметки архивариуса
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© И. Халымбаджа, 1985
Наука Урала (Свердловск).- 1985.- 13 июня.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
"Нет ничего страшнее, чем оставаться в стороне! Если бы я остался дома, то никогда себе потом этого не простил бы", - писал другу Ефим Зозуля 4 июля 1941 года, вступая добровольцем в ряды московского ополчения. Немолодой человек, никогда не отличавшийся здоровьем, он мужественно, не ропща, переносил тяготы походной жизни. Вместе с 31-й армией он прошел нелегкий боевой путь от Ельни до Калинина, участвуя в боях, рассказывая в своих корреспонденциях с передовой о самоотверженности советских бойцов. В дни, когда враг особенно яростно рвался к Москве, 3 ноября 1941 года Ефим Давыдович Зозуля погиб под Ржевом, не дожив всего чуть больше месяца до своего пятидесятилетия.
Это был разносторонне одаренный человек, полный всевозможных задумок и замыслов. В юности он работал маляром, участвовал в революции 1905 года. С 1910-го стал сотрудничать в провинциальных и столичных газетах и журналах, помещая в них фельетоны, очерки, рассказы. Вскоре короткие рассказы Е. Зозули принесли ему известность. В 1918 году выходит его первая книга - сборник рассказов "Гибель главного города". Уже в ней проявился острый интерес К. Зозули к социальной фантастике: в гротесковой, образной форме он нарисовал картину гибели Старого мира...
С 1919 года Е. Зозуля редактор, один из организаторов журнала "Огонек", инициатор издания популярной ныне "Библиотечки "Огонька". В 1930 году было опубликовано наиболее значительное произведение Е. Зозули - фантастическая повесть "Мастерская человека", в которой он высмеял механистические попытки искусственно "вывести" "идеального человека".
Среди многочисленных новелл Е. Зозули, составивших несколько авторских сборников, немало фантастических, отличающихся, как правило, оригинальностью сюжета и мастерством его разработки. Очень удачен, например, "Граммофон веков", в котором писатель рисует ситуации, возникшие поел, создания аппарата, позволяющего "слышать прошлое". А такие рассказы, как "Живая мебель", в которых гиперболизована мысль о безжалостной эксплуатации трудящихся капиталом, отнюдь не пустая игра фантазии, а художественное обобщение большого социального звучания.
Е. Зозуля постоянно находился в самой гуще жизни, он много путешествовал по стране, побывал на всех крупнейших ее стройках, увлеченно работал с творческой молодежью. Неистово отдававшийся работе, он немало мог бы еще создать, но в трудные для Родины дни не остался в стороне, а отдал свою жизнь за светлое будущее Родины, о котором мечтал и писал.
|