Андрей Николаев
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЭНЗИН: БРЕД ИЛИ ПЕРСПЕКТИВА?
По мотивам «полемических заметок» И. Чубухи
|
ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ |
© А. Николаев, 1990
Фэнзор: Любител. ж-л по проблемам фантастики и фэндома (Севастополь).- 1990.- 2 (2).- С. 100-105.
Публикуется с любезного разрешения С. Бережного - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003 |
Назад Начало Вперед
Обычно люди обращаются за советом, - говорил Атос, - только для того, чтобы не следовать ему, а если кто-нибудь и следует совету, то только для того, чтобы было кого упрекнуть впоследствии.
А. Дюма, "Три мушкетера"
За идеи обычно тщатся (по опыту знаю) те, кто сам ничего не делает или просто ни на что неспособен. Разбирать статью И. Чубахи я не собираюсь - оставлю возможность заняться критическим садизьмом Г. Лапчатому и "критику с томагавком". Собственно, полемики-то в сиих заметках и нет. Вместо возражений я просто изложу свою точку зрения на этот вопрос.
В последнее время многие спрашивают у меня совета: как из фэнзина сделать прозин и чем они, на мой взгляд, отличается. Советы давать я, наверное, не вправе, поэтому мои заметки будут также и ответом на эти просьба.
За те два с половиной года, что мне посчастливилось издавать фэнзин "СИЗИФ" (с 1 по 8 номера - "Измерение Ф") концепция фэнзина у меня претерпела значительные изменения.
Выпускать сегодня фэнзин как альтернативу Госкомиздат мне кажется смешным - это хорошо было в начале 1988 года. Выпускать фэнзин ради некоей размытой благородное ИДЕИ мне казалось смешим всегда. Всего полгода назад я считал, что издаю фэнзин исключительно ради того, чтобы научиться делать журнал фантастики и со временен перейти на профессиональные рельсы.
Но вот я стал членен редакции профессионального издания "Измерение Ф" (которое с каждым номером становится все масштабнее и круче) и ответственным секретарем готовящегося к выпуску стотысячного 14-листового "Магистра", Времени у меня стало не хватать катастрофически и я решил со следующего года передать "СИЗИФ" более молодому и менее занятому коллеге. ...И вдруг с ужасающей отчетливостью понял, что сделать этого не могу - просто потому, что мне интересно его издавать, это стало как бы внутренней потребностью. Интересно общаться не со стотысячной безликой толпой потенциальных покупателей прозина, среди которых наверняка окажется множество - нет, не дураков, упаси меня Боже, - а людей в фантастика практически не разбирающихся, - а интересно разговаривать на равных с теми двумя-тремя сотнями, которые читают мой труднодоставаемый фэнзин, которые фантастику знают отнюдь не хуже, а во много раз лучше меня, и половину из которых я знаю если не лично, то по переписке. То есть фэнзин я делаю для своих личных друзей, профессиональных любителей фантастики, а не для дяди с улицы. Поясню на примере: при подготовке поздравительного номера прозина "Измерение Ф", посвященного 65-летию Аркадия Натановича Стругацкого, мы решили поместить подборку выдержек из критических статей о творчестве братьев. Так вот, делая это для фэнзина, я бы опубликовал одни отрицательные, дубовые отзывы, упреки и самодовольные поучения, верхи глупости "критиков" - пусть друзья похохочут вместе со мной. Но для прозина этот номер не пройдет: наверняка же кто-то эту "критику" примет всерьез - не дай-то Бог, - вот и пришлось разбавлять материал положительными отзывами.
А теперь попробуйте на слух: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЭНЗИН. Непривычно звучит, не правда ли?
Что в нашей стране сейчас подразумевается под понятием "профессиональное издание"? Ответ - массовый тираж и хорошее полиграфическое исполнение. Заметьте: об уровне художественном, литературном, редакторском, собственно, речи не идет. И что получается? Все на сегодняшний день существующие специализированные издания фантастики (пока все это - газеты) можно назвать единственно лишь тиражируемый дилетантизм. Не хочу быть голословным: "Галактические новости", "Аэлита", "Фантом", "Плюс-минус бесконечность" и что там еще - издаются исключительно из желания издаваться или/и подзаработать - больше из этих газетных листков не вытекает пока ничего. Зато апломба и гордости за то, что удалось ИЗДАТЬ "профессионально" - хоть отбавляй. Посмотрим хотя бы на "Галактические новости" - ничего в обоих номерах такого, что фэны бы не знали, нет, - и в то же время массовому читателе их материалы вряд ли интересны, - ну, разве что перепечатка рассказа Шекли, взятого, кстати, из широкораспространенного сборника. (Пользуясь случаем, доведу до сведения всех заинтересованных лиц, что никто в "СИЗИФЕ" "информантом" этого листка не является, вопреки тому, что было написано в № 2 "ГН", даже намека на наши материалы тоже нет, и впредь я им категорически запрещаю использовать не только имя, но и материалы "СИЗИФА" - слышите, эй, "Галактические..."? Хотя, конечно, лестно, что "СИЗИФ" они назвали журналом).
Убежден, - те прозины, появления которых все мы с нетерпением ждем, не избегнут ошибок на первых порах, - ни "МИФ", ни "Магистр", ни ной любимый "Оверсан", первый профессиональный номер которого готовится с таким трудом и старанием - вряд ли он тоже будет безупречен. Я это вполне естественно. Путь предстоит пройти долгий и ох какой трудный.
А что же фэнзины? Ну, во-первых, фэнзины - это школа кадров. Во-вторых, фэнзины - это лаборатории или полигоны для обкатки новых идей, тем и рукописей, лучшие из которых возьмут на вооружение прозины. Но не только. Все фэнзины, что у нас сейчас выпускается, я бы разделил на три группы:
1) Фэнзин создается исключительно для удовлетворения амбиций редакции и публикации собственных рукописей;
2) Фэнзин выпускается с целью дальнейшего перехода на профессиональный статус (то есть массово-полиграфическо-гонорарный);
3) Как раз то, что я называю профессиональным фэнзином, - или издания, стремящиеся к этому.
К первой группе я прежде всего отношу "Гею", "Хабар", "Пикник на обочине", "Фантом" и некоторые другие. Вряд ли их издателям стоит на меня обижаться, просто надо подумать, - что сделать для того, чтобы так о них не отзывались, чтобы перейти в другую "категорию". А это, в общем-то, достаточно просто: не удовлетворяться тем, что СМОГЛИ выпустить что-то, а думать над тем, чтобы это что-то было интересно всем фэнам, а не только членам редакции. Надеюсь, к примеру, что ивановский "Фантом", к которому я очень тепло отношусь, сумеет это сделать.
Ко второй группе фэнзинов, наверное, стоит отнести "Мэд лэб". Хотя по первому номеру определиться трудно - уж очень много там именно фэновских материалов, - а выпустив всего один (!),пусть даже очень хороший, но один номер, редакция не спешит выпускать обещанные ежеквартальные номера. Убежден - журнал - это (в отличие от сборника или альманаха) совокупность если не всех, то большей части номеров, только по совокупности можно судить о лице журнала, - но не по одному-единственному, пусть даже и прекрасному номеру. И, наконец, третья группа - это самая интересная и многообещающая категория, но в ней пока никого нет. Есть группа фэнзинов, которые к этому открыто идут: это "АБС-панорама", это «Фэнзор», это, смею надеяться, "СИЗИФ" (кстати, наш фэнзин прошел обе первые категории в своем развитии) и это "Страж-птица", - хотя до профессионализма ей пока далековато.
Так чем же профессиональные фэнзины отличаются от хороших (о плохих нет смысла говорить) прозинов? Почему я утверждаю, что необходимы и те и другие? Может, действительно: ну сколько можно играть в детство, стуча на машинке и множа на ксероксе самопальные журнальчики - ведь уже за тридцать, пора думать о чем-то серьезном! Но почему бы профессионалам, корпящим днем над массово-коммерчески-художественными журналами, по вечерам не делать журнал для профессионалов, ведь им есть что сказать друг другу - то, чего не окажешь дяде с улицы...
Моя мечта: сделанный на отличной полиграфии и выпускаемый тиражом не более тысячи штук бесплатный журнал при мощном прозине. И не один, желательно, а не менее десятка по стране - разных, имеющих свое лицо. Реально ли это? Не знаю... Поживем - увидим. Но то, что проффэнзины могут дать знатокам то, что они никогда не найдут в прозинах - уверен.
"Let it be!.."
-:о:0:о:-
|