А. Дмитриев
ХУДОЖНИК О ФАНТАСТАХ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© А. Дмитриев, 1975
Уральский следопыт.- 1975.- 11.- С. 55.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Портретный экслибрис - один из старейших видов книжного знака, он появился четыре-пять веков назад сразу вслед за гербовым. Оригинальность работы ленинградского графика Виктора Шапиля заключается в том, что в портретный экслибрис он внес элементы дружеского шаржа, с одной стороны, и своего понимания писателя - с другой.
Судите сами. Вот пером-копьем поражает не то стегозавра, не то тритона автор "Охотников за динозаврами" Александр Шалимов. Многоножки с головами братьев Стругацких вызывают в памяти повесть "Стажеры". Царственно восседает Геннадий Гор с авторучкой-скипетром в одной руке и земным шаром, как "рук державой", в другой, - ведь проблематика его произведений всегда глубока и глобальна. Льет воду на мельницу фантастики критик Евгений Брандис; справедливости ради следует отметить, что за спиной у него не только перо, но и ножницы. Шествует по звездам к далекой планете Каллисто Георгий Мартынов, познакомивший землян с ее обитателями. А вот карабкается вверх по камням плюшевый леопард с человеческой головой, этакий псевдосфинкс, - Ольга Ларионова, роман которой "Леопард с вершины Килиманджаро" запомнился многим...
Выполненные в технике линогравюры, экслибрисы эти образуют серию, которую с полной уверенностью можно назвать уникальной. Во всяком случае, такого мнения придерживалась отборочная комиссия, представившая ряд экслибрисов В. Шапиля на выставку "Юмор в книжном знаке", которая состоялась в 1973 году в болгарском городе Габрово во время очередного ежегодного "Фестиваля смеха".
|